Дидактическое пособие «Юные берегоши» разработано для детей старшего дошкольного возраста. Оно направлено на формирование представлений о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло), о правилах бережного отношения к природе, воспитание экономически значимых качеств (бережливость, экономность), а также потребности в сохранении и приумножении природных богатств.
Елена ЛАПКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 29 г. Лиды»,
Гродненская область
В детском саду № 29 Лиды воспитатели дошкольного образования уделяют внимание решению задач учебной программы дошкольного образования по экологическому воспитанию. С 2020 года наше дошкольное учреждение присоединилось к образовательному проекту «Зеленые школы». Участие в проекте – это великолепная возможность не только поднять экологическое образование воспитанников детского сада на новый уровень, но и научить деток заботиться о природе, будучи еще маленькими.
Проект позволяет создать благоприятную атмосферу для знакомства малышей с природой, увеличивает уровень знаний в области экологии и способствует формированию правильного отношения к окружающему миру. В свою очередь, дети учатся понимать, что природа – это нечто важное и сложное, обладающее своими законами.
Одной из задач проекта является вовлечение детей в творческие мероприятия, направленные на изучение окружающего мира. Воспитанники сада участвовали в экоквестах, экологических турнирах, конкурсах рисунков на тему природы, акциях. Такие конкурсы и мероприятия помогали ребятам научиться заботиться о мире, в котором они живут, а также настраивали на бережное, осознанное отношение к природе.
В рамках проекта учреждение работает уже третий год. И перед воспитателями дошкольного образования встает вопрос: как сделать так, чтобы каждый воспитанник был включен в процесс познания? Конечно же, такой проект не может обойтись без практических занятий в детском саду. Разнообразить образовательную деятельность, заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии, закрепить правила поведения в природе нам помогали игровые пособия, разработанные воспитателями дошкольного учреждения.
Предложенный материал разработан для детей старшего дошкольного возраста. Дидактическое пособие «Юные берегоши» направлено на формирование представлений о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло), о правилах бережного отношения к природе, воспитание экономически значимых качеств (бережливость, экономность), а также потребности в сохранении и приумножении природных богатств.
Дидактическое пособие «Юные берегоши» представлено материалом:
– игрушки: капелька, солнце, лампочка, листик;
– картинки на крышках, изображающие способы рационального использования воды, тепла, электроэнергии, бережного отношения к природе.
Вариативность использования дидактического пособия
Вариант 1
От имени игрушки (капельки, солнца, лампочки, листика) воспитатель просит детей рассказать о способах бережного отношения к водным, тепловым, энергоресурсам, природе. Дети выбирают соответствующую картинку и рассказывают о правилах бережливости:
– водные ресурсы: ремонтировать вовремя краны, устанавливать счетчики воды, плотно закрывать краны после использования;
– энергоресурсы: использовать энергосберегающие лампы, выключать свет, уходя из помещения; протирать от пыли лампы и светильники; использовать солнечную энергию; не ставить холодильник около батареи отопления;
– тепловые ресурсы: не заслонять батареи мебелью или шторами, окрашивать стены в светлые цвета; не затемнять окна плотными занавесками, чтобы в помещение проникало достаточное количество солнечного света;
– бережное отношение к природе: не разорять гнезда птиц, муравейники, не оставлять в лесу мусор, непотушенный костер, не трогать диких животных, ухаживать за комнатными и садовыми растениями.
Вариант 2
Ребенок выбирает себе игрушку (капельку, солнце, лампочку, листик), подбирает соответствующие картинки, отображающие способы бережного отношения к водным, тепловым, энергоресурсам, природе, рассказывает об этих способах.
Вариант 3
Ребенок-ведущий раздает участникам игры игрушки (капельку, солнце, лампочку, листик). Затем по очереди предъявляет детям картинки, отображающие способы бережного отношения к водным, тепловым, энергоресурсам, природе. Участники игры забирают подходящие их игровому персонажу картинки и рассказывают о правилах экономии ресурсов.
В целом, участие в проекте – это замечательная возможность научить маленьких деток бережно и достойно относиться к нашей природе и окружающей среде. Таким образом, дети станут умнее, учатся быть ответственными, заботливыми и хозяйственными.