Урок по теме «Неполные предложения» завершает раздел темы «Предложение». К этому учебному занятию у учащихся сформировано понятие о предложениях как основной единице общения, его функциях и основных признаках. Учащиеся имеют представления о классификации предложений по различным основаниям, ознакомлены со структурными особенностями односоставных предложений.
Светлана ВЕГЕРА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 15 г. Мозыря имени генерала Е.С.Бородунова»,
Гомельская область
Цели: предполагается, что учащиеся к концу урока смогут раскрыть понятие «неполные предложения», объяснить правила постановки тире в неполных предложениях; произвести синтаксический разбор односоставных и неполных предложений.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Русский язык: учебное пособие для 8-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л.А.Мурина, Т.В.Игнатович, Ж.Ф.Жадейко. – Минск, 2018; билеты – тестовые задания, раздаточный материал.
Материалы к уроку: https://drive.google.com/file/d/1KSIsbZdO4pzBJ36N-jlWkZlrcfTq3N_y/view?usp=sharing
План урока:
1) Организация учащихся к занятию.
2) Актуализация знаний по теме «Типы односоставных предложений». Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
3) Этап усвоения новых знаний и способов действий.
4) Этап первичной проверки понимания изученного.
5) Этап закрепления новых знаний и способов действия.
6) Этап подведения итогов занятия.
7) Этап информации о домашнем задании.
8) Этап рефлексии.
Ход урока
1 Организационный этап
– Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Это будет морское путешествие. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Ведь море знаний – самое бурное и штормовое из всех морей, существующих в мире. Тетради превращаются в бортовые журналы, а учебник – в путеводитель. Сопровождать нас будет необычная команда – команда из семьи односоставных предложений.
2 Актуализация знаний по теме «Типы односоставных предложений». Подготовка учащихся к работе на основном этапе
– Ваша задача: узнать «портреты» односоставных предложений и заполнить досье недостающими сведениями (способ выражения главного члена):
Односоставные предложения |
Способ выражения главного члена |
Пример |
Определенно-личные |
|
|
Неопределенно-личные |
|
|
Безличные |
|
|
Назывные |
|
|
– Отлично, паспортный контроль члены экипажа прошли. Время и пассажирам занять места. Вам предстоит выполнить задание. Номер каюты соответствует количеству правильных ответов.
(Учащиеся получают билеты с тестовой работой по теме «Типы односоставных предложений»)
Взаимопроверка. (Учащиеся обмениваются билетами. Ключ к заданиям спрятан под защитным слоем).
– Пассажиры заняли места согласно купленным билетам.
3 Этап усвоения новых знаний и способов действий
– Для успешного плавания нам нужно выбрать верный курс. На корабль поступила секретная радиограмма. (Учитель демонстрирует реплики по частям: сначала ответ, потом вопрос).
– Перед вами фрагмент радиограммы:
– Для полного смыслового содержания хватает ли членов предложения?
– А теперь поместим это предложение в тот текст, из которого оно взято:
– Что собой представляют эти предложения по полноте? Охарактеризуйте. Подчеркните грамматические основы.
– Сегодня мы поговорим о неполных предложениях.
– Определите цель нашего путешествия. Какие знания и умения мы должны приобрести? (Выясним, что такое неполные предложения в русском языке, какие они имеют грамматические особенности и чем отличаются от односоставных).
– Итак, маршрут построен. Двигаемся в заданном направлении. Открываем путеводитель на с. 119. Познакомимся с понятием «неполные предложения».
4 Этап первичной проверки понимания изученного
– На пути первый риф. Его преодолеет тот, кто первый выполнит правильно упражнение 219. (Перестроить ответы так, чтобы они стали неполными предложениями, записав диалоги, расставляя знаки препинания). Для чего мы будем работать с данным заданием.
– Кто сегодня дежурный? |
– Что бы мне съесть? |
– Сегодня пасмурно? |
– Как долго ты общался в сети? |
– Какого цвета у тебя маркер? |
– Где находятся мои книги? |
(Вопрос., невоскл., односост., безличное, распростр., полное, неосложн.).
– Совершенно верно. Мы успешно преодолели первые препятствия. Не пора ли подкрепиться?! Без камбуза и кока в морском путешествии не обойтись.
Физкультминутка «Меню»
– Я называю имена существительные. Ваша задача – определить род существительных и информировать невербальным способом (т.е. без слов): поворотом головы и морганием.
Меню, кофе, повидло, картофель, какао, салями, лосось, рагу, вермишель, сулугуни, филе, эскимо, желе, повидло.
М.р. – поворачиваем влево голову |
Кофе, сулугуни, картофель, лосось |
Ж.р. – поворачиваем вправо |
Салями, вермишель |
Ср.р. – определяем частым морганием |
Меню, какао, рагу, филе, эскимо, желе, повидло |
– Замечательно. Пообедали, подкрепились. Но расслабляться нам нельзя.
– Ребята, пришло время доказать: правильным ли курсом мы идем.
5 Этап закрепления новых знаний и способов действия
Работа по группам (каютам):
№ каюты |
Задание |
№ 8, 9, 10 |
Упражнение 218 |
№ 5, 6, 7 |
Упражнение 220 |
№ 3, 4 |
Работают с учителем |
Задание для учащихся из кают № 3, 4:
– Послушайте и назовите «третье лишнее». Составьте односоставные предложения с «лишними словами». Сделайте синтаксический разбор предложения
1. Звонят. Откройте. Пригласите.
2. Мечтаю. Стараюсь. Проходили.
3. Ночь. Улица. Дождит.
– Молодцы. Мы справились со всеми испытаниями и нам пора возвращаться назад.
6 Этап подведения итогов занятия. Выставление отметок
– Посмотрим на самые яркие моменты, запечатленные на снимках. (Учащиеся дают ответы на вопросы.)
7 Этап информации о домашнем задании
§ 35, упражнение 221
8 Этап рефлексии
– В начале путешествия мы определили, что нового должны узнать на занятии. Достигли ли мы этой цели? (Спасательные круги).
– Спасибо всем. Урок окончен.