Неполные предложения. Урок русского языка в 8-м классе

- 15:50Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Урок по теме «Неполные предложения» завершает раздел темы «Предложение». К этому учебному занятию у учащихся сформировано понятие о предложениях как основной единице общения, его функциях и основных признаках. Учащиеся имеют представления о классификации предложений по различным основаниям, ознакомлены со структурными особенностями односоставных предложений.

Светлана ВЕГЕРА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 15 г. Мозыря имени генерала Е.С.Бородунова»,
Гомельская область

 

 

Цели: предполагается, что учащиеся к концу урока смогут раскрыть понятие «неполные предложения», объяснить правила постановки тире в неполных предложениях; произвести синтаксический разбор односоставных и неполных предложений.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Русский язык: учебное пособие для 8-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л.А.Мурина, Т.В.Игнатович, Ж.Ф.Жадейко. – Минск, 2018; билеты – тестовые задания, раздаточный материал.

Материалы к уроку: https://drive.google.com/file/d/1KSIsbZdO4pzBJ36N-jlWkZlrcfTq3N_y/view?usp=sharing

 

План урока:

1) Организация учащихся к занятию.
2) Актуализация знаний по теме «Типы односоставных предложений». Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
3) Этап усвоения новых знаний и способов действий.
4) Этап первичной проверки понимания изученного.
5) Этап закрепления новых знаний и способов действия.
6) Этап подведения итогов занятия.
7) Этап информации о домашнем задании.
8) Этап рефлексии.

 

Ход урока

1 Организационный этап

– Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Это будет морское путешествие. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Ведь море знаний – самое бурное и штормовое из всех морей, существующих в мире. Тетради превращаются в бортовые журналы, а учебник – в путеводитель. Сопровождать нас будет необычная команда – команда из семьи односоставных предложений.

 

2 Актуализация знаний по теме «Типы односоставных предложений». Подготовка учащихся к работе на основном этапе

– Ваша задача: узнать «портреты» односоставных предложений и заполнить досье недостающими сведениями (способ выражения главного члена):

Односоставные предложения

Способ выражения главного члена

Пример

Определенно-личные

 

 

Неопределенно-личные

 

 

Безличные

 

 

Назывные

 

 

– Отлично, паспортный контроль члены экипажа прошли. Время и пассажирам занять места. Вам предстоит выполнить задание. Номер каюты соответствует количеству правильных ответов.

(Учащиеся получают билеты с тестовой работой по теме «Типы односоставных предложений»)

Взаимопроверка. (Учащиеся обмениваются билетами. Ключ к заданиям спрятан под защитным слоем).

– Пассажиры заняли места согласно купленным билетам.

 

3 Этап усвоения новых знаний и способов действий

– Для успешного плавания нам нужно выбрать верный курс. На корабль поступила секретная радиограмма. (Учитель демонстрирует реплики по частям: сначала ответ, потом вопрос).

– Перед вами фрагмент радиограммы:

– Для полного смыслового содержания хватает ли членов предложения?

– А теперь поместим это предложение в тот текст, из которого оно взято:

– Что собой представляют эти предложения по полноте? Охарактеризуйте. Подчеркните грамматические основы.

– Сегодня мы поговорим о неполных предложениях.

– Определите цель нашего путешествия. Какие знания и умения мы должны приобрести? (Выясним, что такое неполные предложения в русском языке, какие они имеют грамматические особенности и чем отличаются от односоставных).

– Итак, маршрут построен. Двигаемся в заданном направлении. Открываем путеводитель на с. 119. Познакомимся с понятием «неполные предложения».

 

4 Этап первичной проверки понимания изученного

– На пути первый риф. Его преодолеет тот, кто первый выполнит правильно упражнение 219. (Перестроить ответы так, чтобы они стали неполными предложениями, записав диалоги, расставляя знаки препинания). Для чего мы будем работать с данным заданием.

 

– Кто сегодня дежурный?
– Бондаренко.

– Что бы мне съесть?
– Овощной салатик.

– Сегодня пасмурно?
– На небе ни облачка.

– Как долго ты общался в сети?
– Целый час.

– Какого цвета у тебя маркер?
– Зеленый.

– Где находятся мои книги?
– На книжной полке.

 (Вопрос., невоскл., односост., безличное, распростр., полное, неосложн.).

 

– Совершенно верно. Мы успешно преодолели первые препятствия. Не пора ли подкрепиться?! Без камбуза и кока в морском путешествии не обойтись.

 

Физкультминутка «Меню»

– Я называю имена существительные. Ваша задача – определить род существительных и информировать невербальным способом (т.е. без слов): поворотом головы и морганием.

Меню, кофе, повидло, картофель, какао, салями, лосось, рагу, вермишель, сулугуни, филе, эскимо, желе, повидло.

М.р. – поворачиваем влево голову

Кофе, сулугуни, картофель, лосось

Ж.р. – поворачиваем вправо

Салями, вермишель

Ср.р. – определяем частым морганием

Меню, какао, рагу, филе, эскимо, желе, повидло

– Замечательно. Пообедали, подкрепились. Но расслабляться нам нельзя.

– Ребята, пришло время доказать: правильным ли курсом мы идем.

 

5 Этап закрепления новых знаний и способов действия

Работа по группам (каютам):

№ каюты

Задание

№ 8, 9, 10

Упражнение 218

№ 5, 6, 7

Упражнение 220

№ 3, 4

Работают с учителем

Задание для учащихся из кают № 3, 4:

– Послушайте и назовите «третье лишнее». Составьте односоставные предложения с «лишними словами». Сделайте синтаксический разбор предложения

1. Звонят. Откройте. Пригласите.
2. Мечтаю. Стараюсь. Проходили.
3. Ночь. Улица. Дождит.

– Молодцы. Мы справились со всеми испытаниями и нам пора возвращаться назад.

 

6 Этап подведения итогов занятия. Выставление отметок

– Посмотрим на самые яркие моменты, запечатленные на снимках. (Учащиеся дают ответы на вопросы.)

 

7 Этап информации о домашнем задании
§ 35, упражнение 221

 

Этап рефлексии

– В начале путешествия мы определили, что нового должны узнать на занятии. Достигли ли мы этой цели? (Спасательные круги).

– Спасибо всем. Урок окончен.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий