Целью социального проекта «Никто не забыт, и ничто не забыто…» является создание условий для развития у обучающихся гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, сохранения исторической памяти и наследия малой родины средствами кроссплатформенной системы мгновенного обмена сообщениями и приложениями-мессенджерами.
Мария ГЕРАСИМОВИЧ,
заведующий методическим кабинетом
ГУО «Центр творчества детей и молодежи Гомельского района»,
Гомельская область
Формирование у обучающихся гражданского мышления и ценностных гражданских ориентаций – одна из актуальных задач государства и общества.
Целью социального проекта «Никто не забыт, и ничто не забыто…, разработанного Центром творчества детей и молодежи Гомельского района, является создание условий для развития у обучающихся гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, сохранения исторической памяти и наследия малой родины средствами кроссплатформенной системы мгновенного обмена сообщениями и приложениями-мессенджерами.
Проект разработан с перспективой совершенствования и развития.
Участники проекта: учащиеся 10-х классов учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи в возрасте от 14 до 16 лет.
Проект реализуется в три этапа, каждый этап включает в себя следующие периоды:
1 Подготовительный (ноябрь – январь):
– изучение запросов учащихся в данном направлении деятельности;
– обсуждение идеи на уровне учреждения образования;
– оформление документов, необходимых для реализации проекта;
– разработка положения акции;
– разработка заданий акции, соответствующих возрастной категории учащихся.
2 Практическая реализация (февраль – май):
– организация исследовательской деятельности учащихся;
– регистрация участников акции;
– рассылка заданий;
– анализ выполнения заданий;
– размещение систематизированного материала на кроссплатформенной системе мгновенного обмена сообщениями Telegram;
– формирование предоставленного материала в видеоформате;
– оценка эффективности проведения акции социального проекта средствами приложения-мессенджера;
– подведение итогов, награждение благодарностями участников акции на районном мероприятии, посвященном Дню Победы;
– составление перспективного плана развития социального проекта.
3 Обобщающий (июнь):
– анализ полученных результатов;
– внесение необходимых корректив.
Задачи проекта:
– способствовать расширению знаний о героическом прошлом своей страны и малой родины;
– содействовать повышению мотивации учащихся к изучению истории;
– оказывать содействие в формировании чувства уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого своей Родины.
Акция «Никто не забыт, и ничто не забыто…»
Для участия в акции на каждое учреждение общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи Гомельского района высылается положение.
Технические условия участия команды в акции:
– обеспечение доступа к сети Интернет;
– обеспечение архивными материалами о ветеранах Великой Отечественной войны (ВОВ), непосредственных участниках боевых действий, бывших узниках фашизма, свидетелях войны, гражданах, участвовавших в послевоенном восстановлении Беларуси, в особенности проживавших в Гомельском районе;
– действующий адрес электронной почты;
– мобильный телефон с установленным приложением Telegram и Viber.
Акция проводится в два этапа:
1) исследовательский этап;
2) очный этап.
Исследовательский этап (ноябрь – январь). Для участия в этом этапе участникам необходимо прислать заявку на участие (Приложение 1).
Все заявившиеся участники получают ссылку для прохождения регистрации:
Также для регистрации можно будет воспользоваться переходом по QR-коду:
После прохождения регистрации участники акции «Никто не забыт, и ничто не забыто…» занимаются сбором информации о ветеранах ВОВ, проживавших в Гомельском районе.
Всю информацию необходимо документировать, систематизировать для написания небольшого материала, для трансляции на следующем этапе социального проекта. Количество печатных знаков с пробелами – не более 1800. Собирается информация о годах жизни, месте жительства и жизненном пути ветерана.
Обязательно описание событий военного времени, послевоенного восстановления страны, а также жизни в мирное время.
Приветствуется фотография ветерана в электронном виде. При необходимости информация собирается со слов близких родственников или самих участников боевых действий, а также из электронных ресурсов.
Мы обратили внимание участников на то, что лучше собирать материал о ветеранах, живших в районе их учреждений образования.
Количество участников от учреждения образования Гомельского района не ограничивается.
На этом этапе участникам рекомендуется составление текстового материала о ветеранах ВОВ Гомельского района, подбор фотографий. Материал может быть отсмотрен на часах воспитательной работы в учреждениях образования, могут вноситься правки.
Проблемное поле заданий:
малая родина в годы Великой Отечественной войны, памятные даты, достопримечательности, ветераны ВОВ, непосредственные участники боевых действий, бывшие узники фашизма, свидетели войны, граждане, участвовавшие в послевоенном восстановлении Беларуси, проживавшие в Гомельском районе.
По итогам выполненного задания собранную информацию участники оформят в текстовом виде, не забыв приложить фотографии, и отправят файлы на электронную почту организатора. Организатор создает архив, который содержит всю информацию в случайном порядке. На этом исследовательский этап заканчивается.
Очный этап (апрель – май). Для проведения очного акции «Никто не забыт, и ничто не забыто…» 1 апреля необходимо установить кроссплатформенную систему мгновенного обмена сообщениями – Telegram.
Для перехода на канал «Никто не забыт, и ничто не забыто…» предлагается пройти по ссылке: https://t.me/+YjRAGa-LeMtmNGYy.
Также доступен QR-код:
На этом канале администратор ежедневно, начиная с 1 апреля и до 1 мая, размещает присланные ранее материалы о ветеранах ВОВ Гомельского района.
Ежедневно планируется изучение материалов других участников акции «Никто не забыт, и ничто не забыто…», учащимися 10-х классов, решая главные воспитательные задачи образования, такие как: расширение знаний о героическом прошлом своей страны и малой родины, повышение мотивации к изучению истории.
Итогом акции «Никто не забыт, и ничто не забыто…» является создание видеофильма, посвященного подвигу участников боевых действий. К созданию фильма будут приглашены заинтересованные учащиеся Гомельского района, входящие в творческую группу. Планируется представить интересные факты о ветеранах ВОВ, непосредственных участниках боевых действий, бывших узниках фашизма, свидетелях войны, гражданах, участвовавших в послевоенном восстановлении Беларуси, Гомельского района.
Видеофильм будет транслироваться на районном мероприятии, посвященном Дню Великой Победы.
Также будет создан каталог в электронном и печатном виде с использованием всех статей, написанных участниками акции «Никто не забыт, и ничто не забыто…».
Каждый участник акции будет награждён благодарностями и памятными призами.
Для оценки полученных результатов после проведения акции «Никто не забыт, и ничто не забыто…» предлагается опрос в Viber. Для участия в опросе предлагается перейти по ссылке в группу в Viber и ответить на вопросы (Приложение 2) (https://invite.viber.com/?g2=AQAUjKdOfScL9FCcudabT8QU8%2BlgrELvtenE4Qzb%2FtUblkQJoW1393AAanqqYzjV).
Ответы обрабатываются администратором, после чего мы планируем предложить ребятам участие в социальном проекте, тематику которого они смогут определить самостоятельно.
Заключение
В деятельности участников подобных проектов заложен большой педагогический потенциал воспитания патриотизма учащихся. В рамках проекта созданы условия для развития у обучающихся гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, сохранения исторической памяти и наследия малой родины средствами кроссплатформенной системы мгновенного обмена сообщениями и приложениями-мессенджерами. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения осуществляется через проведение мероприятий различного уровня, участие в конкурсной, проектной деятельности.
При реализации акции «Никто не забыт, и ничто не забыто…» были использованы информационно-образовательные технологии в системе гражданско-патриотического воспитания учащихся, что способствует решению задач научно-методического и организационного характера: приобщения детей к информационному пространству системы образования, поиску современных форм и методов взаимодействия обучающихся в процессе гражданско-патриотического воспитания, повышению качества воспитательной работы учреждений образования.
Приложение 1
Приложение 2