Модель организации профориентационной работы в ГУО «Жлобинский городской центр творчества детей и молодежи «Эврика»

- 12:22Дополнительное образование

Описание системы работы учреждения дополнительного образования по профессиональному самоопределению учащихся, позволяющей выявить личностные качества, интересы, профессиональные предпочтения подростков и направить их на самостоятельный, осознанный выбор профессии.

 

Юлия ЩЕГЕЛЬ,
заместитель директора
ГУО «Жлобинский городской центр творчества детей и молодежи «Эврика»,
Гомельская область

 

Разработка представляет собой описание системы работы в учреждении дополнительного образования по профессиональному самоопределению учащихся. Эта система позволяет выявить личностные качества, интересы, профессиональные предпочтения подростков и направить их на самостоятельный, осознанный выбор профессии.

Материал включает теоретическое описание системы работы в центре творчества по профессиональной ориентации учащихся, а также план работы профильного лагеря для среднего и старшего школьного возраста, что является практической частью реализации данной модели.

Последовательное изложение материала позволяет обеспечить практико-ориентированную информационную поддержку, сформировать устойчивые интересы к профессиональной деятельности, воспитать самостоятельность, ответственность при выборе профессии.

 

Введение

Мир профессий очень подвижен, одни уходят в прошлое, другие появляются.

Учащиеся нуждаются в разносторонней информации и квалифицированном совете на этапе выбора профессии.

Подготовка к выбору важна еще и потому, что она является частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности.

Возросшие требования современного мира к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации учащихся.

Учащиеся имеют право на свободный выбор, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора должен быть целый комплекс знаний и умений, которые можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации на определенные профессии, в частности.

Профессиональное самоопределение учащихся во многом зависит от способа организации деятельности учащихся. Практика показывает: чем лучше организована разнообразная деятельность, тем выше ее эффективность, тем больше возможностей у учащихся попробовать свои силы и реализовать себя.

Учреждение дополнительного образования «ЖГЦТДиМ «Эврика» предоставляет учащимся возможность расширить представления о дальнейшем образовании, будущей профессиональной карьере, образе жизни и успешной социальной адаптации.

 

Цель: оказание учащимся профориентационной поддержки, помощь в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями и способностями.

 

Задачи

– обеспечить практико-ориентированную информационную поддержку;
– формировать у учащихся устойчивые интересы к профессиональной деятельности;
– формировать систему представлений учащихся о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности;
– формировать интерес к педагогической деятельности;
– воспитывать самостоятельность, ответственность при выборе профессии.

1 Профессиональная диагностика «Мой выбор»

Проводится среди учащихся центра в течение учебного года. Включает в себя разнообразные профориентационные методики.

Задачи:

– выявить предпочтения по направлениям педагогической деятельности;
– сформировать положительное отношение к педагогической профессии;
– выявить мотивации выбора педагогической профессии;
– выявить профессиональные предпочтения учащихся;
– сформировать положительное отношение к профессиям, связанным с направлением деятельности объединений;
– выявить личностные качества.

 

Опрос и анкетирование среди разных групп подростков показал:

Социологический опрос «Педагогическая профессия для меня»

Анкета «Профессия и любимое занятие в центре творчества»

Анализ анкеты показал:

10 % – определились с выбором профессии.
30 % – имеют несколько предпочтений, но пока не определились точно.
60 % – не определились с выбором профессии, но готовы приобретать новые знания.

Тест «Профессиональные намерения»

Тестирование показало:

20 % – выбрали педагогическую специальность;
15 % – экономическую специальность;
18 % – профессию в сфере обслуживания;
17 % – рабочие специальности;
30 % – пока не определились.

Некоторые учащиеся не могут выбрать между несколькими видами деятельности. Но интерес к профессии педагога присутствует.

Самая многочисленная группа не определилась с выбором профессии, но ребята готовы узнавать новое.

Профессиональная диагностика помогает педагогу выявить интересы, способности и направить учащихся на более углубленное изучение того или иного вида деятельности.

 

2 Профессиональное просвещение «Страна добрых дел»

Объединения по интересам центра творчества предлагают учащимся 30 направлений деятельности, которые дают базовый уровень знаний, умений и навыков.

«Творческий мастерские» – это предложение учащимся центра попробовать другой вид деятельности и расширить свои знания, применить полученную информацию в практической работе.

«Мастер-класс» предлагает стать организатором и научить других своему ремеслу.

Тематические программы «Субботней карусели» рассказывают о возможностях и разнообразии профессий, где можно удовлетворить свой интерес.

Задачи:

– сформировать у учащихся интерес к разнообразной творческой деятельности, желание себя реализовать в ней;
– стимулировать учащихся к реализации полученных знаний и умений;
– налаживать  практическую деятельность в выбранном направлении;
– реализовать образовательный процесс и организацию воспитательной работы по программе «Субботняя карусель».

 

3 Рекламно-информационная работа

Родители, делая вместе со своим ребенком выбор объединения по интересам, предполагают прежде всего удовлетворение потребностей и интересов самого ребенка.

Пополнение информации о каждом направлении деятельности проходит в течение года, и профессиональная ориентация может начинаться с первого шага в центре творчества.

Задачи:

– познакомить учащихся и их родителей с объединениями по интересам в центре творчества;
– дать информацию о востребованных профессиях нашего региона, республики;
– расширить представление об учреждениях среднего специального и высшего образования.

Для этого предлагается информация:

– Информационный стенд «Мой выбор»
– Буклеты объединений по интересам
– Буклеты ГУО «ЖГЦТДиМ «Эврика»
– Информационные буклеты «Моя профессия – педагог»
– День открытых дверей в центре
– Встречи с выпускниками центра, получающими педагогическую специальность.

 

4 Профильный лагерь

Профильный лагерь – это конструирование живого образовательного пространства, моделирование той или иной образовательной среды, проживание в которой способствует деятельностному освоению и выработке образа жизни в той или иной сфере, которую мы хотели бы знать и уметь позитивно изменять.

Основная функция профильного лагеря – расширение образовательных возможностей детей и подростков. Для кого-то профильный лагерь окажется еще одной ступенькой к достижению поставленной цели, и возможно, кто-то более осознанно, выберет себе профессию.

Одним из эффективных методов работы профильного лагеря является обучение сверстников, когда дети учат детей.

Для учреждения дополнительного образования профильный лагерь – это настоящая лаборатория, где можно экспериментировать, анализировать выбирать и пробовать, а самое главное – учащиеся могут определиться с будущей профессией (Приложение).

Цель: организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, обеспечение индивидуальных интересов и потребностей в развитии и самосовершенствовании, способствующих творческой самореализации, самовыражению, личностному и профессиональному самоопределению.

Задачи

развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
– формировать практические знания и умения работы в различных видах художественной деятельности;
– обучать навыкам начальной профессиональной подготовки;
– повышать уровень общей и художественно-эстетической культуры, безопасности жизнедеятельности;
– формировать навыки здорового образа жизни.

 

Заключение

Взаимодействие педагогов дополнительного образования и учащихся является основным фактором профессионального самоопределения. Именно сотрудничество делает педагогов и учащихся соратниками в общем деле, способствует развитию ответственности и самостоятельности в выборе профессии. Добрые, деликатные отношения между педагогами и детьми неразрывно связаны со всемерным поощрением активности, инициативы и самостоятельности. Творчество и сотрудничество связаны неразрывно: только в совместном творчестве появляется сотрудничество, и только в сотрудничестве возможно творчество. Только попробовав себя в различных видах деятельности, подросток сможет оценить свои способности и определиться в профессиональном выборе.

По окончании работы профильного лагеря мы вновь задали учащимся вопрос по профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение подростков остается острой проблемой в современном обществе. И задача учреждения дополнительного образования – помочь в ее решении.

Модель работы по профориентации учащихся в ГУО «ЖГЦТДиМ «Эврика» даёт определенные результаты:

– утверждение в профессиональном самоопределении учащихся;
– активное участие в работе объединений по интересам;
– углубленное изучение выбранного направления деятельности;
– работа по программам на повышенном уровне для поступающих в УВО.

Приложения: Фотоотчеты План-работы-профильного-лагеря-«Эврика»

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий