Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. 9-й класс

- 15:34II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Образовательные задачи урока: способствовать формированию умений находить придаточные изъяснительные части в сложноподчиненном предложении по предложенному алгоритму, расставлять знаки препинания; составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными.

Анна ЧЕРНЯК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Бобровичская средняя школа Ивьевского района»,
Гродненская область

 

 

Цель урока: ознакомление учащихся со сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными.

Задачи

образовательные:

– способствовать формированию умений находить придаточные изъяснительные части в сложноподчиненном предложении по предложенному алгоритму, расставлять знаки препинания;
– составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными;

развивающая:

– развивать навыки речевых умений, систематизировать полученные знания;

воспитательная:

– воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник для 9-го класса «Русский язык», мультиборд, презентация к уроку, компьютеры, карточки.

 

Ход урока

1 Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что этот позитив мы с вами сохраним на протяжении всего урока.

 

2 Актуализация знаний

– На прошлом уроке мы изучали сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним предыдущий материал.

– Проведем небольшой блицопрос. Ответьте, пожалуйста на вопросы «да» или «нет».

1) Сложноподчиненные предложения состоят из главной и придаточной частей. (Да)

2) Придаточная часть всегда стоит после главной. (Нет)

3) Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами. (Да)

4) Части сложноподчиненных предложений равноправны. (Нет)

5) Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части сложноподчиненных предложений, всегда находятся в придаточной части предложения. (Да)

6) В сложноподчиненном предложении с придаточной определительной от главной части к зависимой ставятся вопросы какой? чей? (Да)

 

3 Целеполагание

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока, записанную на доске. Как вы думаете, что мы должны будем делать с вами на сегодняшнем занятии? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, используя слова: узнать…; определить…; закрепить…).

 

4 Изучение нового материала

Знакомство с теоретическим материалом (учебник на с. 90, конспектирование в виде таблицы).

– Ребята, для вашего удобства я составила алгоритм рассуждения при определении вида придаточной части. Посмотрите на него (комментирование учителя).

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы;
2) определить главную и придаточную части;
3) поставить вопрос от главной к придаточной;
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении;
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Пример на доске: «Понятие Родины вмещает всё, что может вместить наша жизнь». […мест.], [что…]. Учащиеся с помощью учителя делают разбор данного предложения.

– Скажите, ребята, а что для вас значит Родина? (Ответы учащихся).

 

5 Первичное понимание изученного материала

Самостоятельная работа

Задание. Продолжить предложения. Поставить вопрос от главной части к придаточной. Определить вид сложноподчиненного предложения.

Я не знаю, что… (кто, какой, чей, где, сколько, когда).

Работа в парах

Задание. Найти третье лишнее предложение, обосновать свой выбор.

А) Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть. Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка. Скорее всего, он рисовал то, что видел вокруг себя.

Б) За работой мы не замечали, как быстро прошло время. Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью. Я с интересом читаю Чехова и удивляюсь, как писатель всё лаконично и с юмором всё изложил.

Работа в группах

Задание (карточки). Составить предложения по заданному началу. Определить вид придаточной части. Нарисовать схемы полученных предложений.

Я им объяснил,…
Верочка сказала,…
Я уверен в том,…
Мы только могли предположить,…
Я очень обрадовался,…
Ты говоришь,…
Только теперь мне стало ясно,…
Он сообщил,…

 

6 Закрепление полученных знаний

Задание. Прочитайте текст, определите его тему. Что вы можете сказать о жизненной позиции автора?

Несомненно, у каждого человека есть родина. И она одна. Это та деревня, город, где родился человек, рос, делал первые шаги. Это то место, где проходит детство и юность. Я считаю, что мы должны ее оберегать. Взрослея, набираясь опыта и знаний, человек осознает свою принадлежность к Родине и ответственность за нее. Для нас родина – наша синеокая Беларусь. И сегодня я с гордостью могу сказать, что моя родина – Беларусь.

Найдите и выпишите сложноподчиненное(ые) предложение(я) с придаточной изъяснительной (самостоятельная работа).

Взаимопроверка выполненного задания (учащиеся меняются тетрадями).

Задание. Придумать предложения, соответствующие схемам:

[…глагол.], [что…].
[…глагол.], [сколько…].

 

7 Физкультминутка

Прием «День – ночь»

Учитель произносит слова. Если это слово является именем существительным, учащиеся должны крепко зажмурить глаза на 5 секунд; если слово, произнесенное учителем, является глаголом, учащиеся должны открыть глаза на 5 секунд и быстро поморгать.

Слова: стол, дерево, играли, тетрадь, занимаются, веселятся, солнце.

 

8 Выполнение тестовой работы

Работа на компьютере: https://eior.by/catalog_lecture/9-klass/rusyaz/8.php

 

9 Подведение итогов

– Какая придаточная часть называется изъяснительной?

– От чего в главной части ставится вопрос к придаточной изъяснительной?

– На какие вопросы отвечает придаточная изъяснительная часть?

 

10 Домашнее задание

§ 16, упр. 156 (комментирование учителя).

 

11 Рефлексия

На уроке я работал

□ активно
□ пассивно

Своей работой на уроке я

□ доволен
□ не доволен

Урок для меня показался

□ коротким
□ длинным

За урок я

□ не устал
□ устал

Мое настроение

□ стало лучше
□ стало хуже

Материал урока был мне

□ понятен
□ непонятен
□ полезен
□ бесполезен
□ интересен
□ скучен

Домашнее задание мне кажется

□ легким
□ трудным
□ интересным
□ неинтересным

 

– Урок окончен. Спасибо за работу, ребята!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий