Уникальность пособия состоит в том, что оно направлено не только на развитие речи (развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков, обогащение лексической и совершенствование грамматической сторон речи), но и способствует предупреждению нарушений письменной речи, даёт возможность совершенствовать пространственно-временные представления, стимулирует познавательную и двигательную активность.
Лилия ЁЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
yochliro1@gmail.com
Зачастую при качественно спланированной коррекционно-педагогической работе по устранению нарушений устной и письменной речи с младшими школьниками не всегда возможно достичь положительного результата. Значимую роль в этом играет наличие достаточного арсенала учебно-дидактического материала, которое облегчает учащимся восприятие и изучение учебного материала, а также позволяет достичь лучших результатов в коррекции с наименьшей затратой сил и времени. С этой целью было создано настенное многофункциональное учебное пособие, которое внесло в учебный процесс элемент новизны, позволило младшим школьникам естественно, тонко и ненавязчиво усваивать материал и эффективно устранять речевые нарушения.
Уникальность пособия состоит в том, что оно направлено не только на развитие речи (развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков, обогащение лексической и совершенствование грамматической сторон речи), но и способствует предупреждению нарушений письменной речи, даёт возможность совершенствовать пространственно-временные представления, стимулирует познавательную и двигательную активность.
Пособие представляет собой настенное панно в виде сюжетной картины (паровозик, солнце, птицы). Выполнено из магнитного винила на клеевом покрытии, на которое с помощью магнита или магнитной ленты крепится различный дидактический материал. Паровозик гармонично вписывается в интерьер кабинета пункта коррекционно-педагогической помощи и создаёт благоприятную психологическую атмосферу.
Работа с пособием интересна для младших школьников тем, что задания предлагаются в игровой форме. Так в игре, незаметно для себя, ученики усваивают языковые и коммуникативные нормы. Процесс коррекции речи, благодаря пособию, превращается в занимательную игру.
Например, задание «Рассади пассажиров в вагоны»:
Дети получают картинки, в названии которых есть определённый звук. Им необходимо «рассадить пассажиров в вагоны» в соответствии с местом звучания звука в слове (начало, середина, конец слова).
Когда картинки распределены по вагонам, можно поиграть в игру «День – ночь»:
Услышав слово «ночь», дети закрывают глаза, а из вагона на станции «выходит пассажир». Далее со словом «день», ребята должны сказать, кто из «пассажиров» покинул вагон.
В качестве дополнительного задания детям необходимо составить словосочетание и предложение с названиями предметов, изображённых на картинках.
Один из вариантов игровых заданий – распределить картинки в три вагона по количеству звуков в их названии. В первом вагончике будут картинки, в названии которых 4 звука, во втором – 5 звуков, в третьем – 6 звуков.
Учитывая коррекционную направленность занятия, особенности познавательного и речевого развития учащегося, варианты заданий могут быть самыми разнообразными.
Пособие открывает огромный простор для творчества учителя-дефектолога и помогает решать задачи коррекции имеющихся у учеников нарушений.
При проведении систематических занятий с пособием, практика показывает его эффективность в устранении речевых нарушений у учащихся, а также, что немаловажно, повышает у них мотивацию, интерес и активность.