Индивидуальное коррекционное занятие с обучающимся старшего дошкольного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.
Наталья КЛЕПИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Тема: Автоматизация звука [л] в предложениях. Аттракцион «Весёлая кружилка»
Задачи:
– автоматизировать [л] в предложениях;
– развивать умение ориентироваться в пространстве во взаиморасположении объектов друг относительно друга: на, под;
– развивать умение осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.
Оборудование: «Весёлая кружилка» – игровое поле, представляющее собой круг, разделенный на шесть секторов, в центре игрового поля расположена вращающаяся стрелка. Под игровым полем – ограничители, с помощью которых педагог, незаметно для воспитанника, приостанавливает движение «Весёлой кружилки» на необходимом секторе; 5 планшетов (с изображением полотенца, ёлки, солнышка и облака, стола, яблони), напечатанных на цветном принтере; фишки – предметные картинки, напечатанные на цветном принтере на фетре; сухой бассейн – ёмкость наполнена желудями; шкатулка; колокольчики золотистого и белого цвета, изготовленные из фоамирана; шоколад, яблоко (натуральные продукты); игровые упражнения из пособия «Весёлый логобокс» («Пазлы», «Молви-хлопни», «Игралочка» (Что на полотенце?), «Волшебный лес», «Предложик», «Солнышко», «Спелые яблоки»).
Ход занятия
Вводная часть
– Пока звучит музыка, мы с тобой танцуем. Музыка останавливается, мы здороваемся ладошками. Если слышим один хлопок – здороваемся плечиками, если слышим два хлопка – здороваемся спинками, если слышим три хлопка (игра повторяется ещё раз).
Смотри, какая стоит шкатулка! Давай узнаем, что находится внутри. Дуй на пёрышки, которые находятся в ней. Бери пазлы (игровое упражнение «Пазлы») и складывай их. Назови картинки, которые ты сложил. Что их объединяет? Верно. В каждом из них присутствует звук [л]. Сегодня на занятии мы будем продолжать чётко произносить звук [л] в предложениях.
Основная часть
Подготовительный этап
– Предлагаю тебе посетить аттракцион «Весёлая кружилка». Для этого нужен билет. Найти его можно, выполнив задание: повторяй за мной словосочетание, сопровождая его движением рук (игровое упражнение «Молви – хлопни»). Получай билет на аттракцион «Весёлая кружилка». Вращай стрелку. Остановившись, она укажет на сектор с заданием, которое тебе необходимо выполнить. Если ты выполняешь задание правильно – бросаешь в шкатулку золотой колокольчик, если допускаешь ошибки – то бросаешь в шкатулку белый колокольчик. В конце занятия сосчитаешь колокольчики. Если в шкатулке окажется больше золотых колокольчиков – тебя ожидает подарок.
Формирующий этап
– Вращай «Весёлую кружилку». Бери планшет с заданием на том секторе, куда указывает стрелка.
Выбирай полосатое полотенце и называй предмет, который на нём лежит (Игровое упражнение «Игралочка»).
Например: На полосатом полотенце лежит лампочка. На полосатом полотенце лежит ластик.
Допускал ли ты ошибки, когда произносил слова со звуком [л]. Выбирай колокольчик соответствующего цвета и бросай его в шкатулку.
– Вращай «Весёлую кружилку». Бери планшет с заданием на том секторе, куда указывает стрелка.
Перед тобой волшебный лес, где растут колкие ёлки. Под каждой ёлкой лежит фишка. Называй, что упало под колкую ёлку (Игровое упражнение «Волшебный лес»).
Например: Под колкую ёлку упал лак. На колкой ёлке салфетка.
Допускал ли ты ошибки, когда произносил слова со звуком [л]. Выбирай колокольчик соответствующего цвета и бросай его в шкатулку.
– Вращай «Весёлую кружилку». Бери планшет с заданием на том секторе, куда указывает стрелка.
Бери любую карточку и называй предметы, которые находятся на лакированном столе и под лакированным столом (Игровое упражнение «Предложик»).
Например: На лакированном столе лаванда, а под лакированным столом метла.
Допускал ли ты ошибки, когда произносил слова со [л]. Выбирай колокольчик соответствующего цвета и бросай его в шкатулку.
– Вращай «Весёлую кружилку». Бери планшет с заданием на том секторе, куда указывает стрелка.
Перед тобой жёлтые лучи, белые облака, фетровые фишки. Клади фишки туда, куда я скажу, проговаривай то, что делаешь (Игровое упражнение «Солнышко»).
Например: Я кладу лопату на жёлтый луч, а волка кладу под белое облако.
Допускал ли ты ошибки, когда произносил слова со звуком [л]. Выбирай колокольчик соответствующего цвета и бросай его в шкатулку.
Самостоятельный этап
– Вращай «Весёлую кружилку». Бери планшет с заданием на том секторе, куда указывает стрелка.
Перед тобой яблоня с жёлтыми яблоками, много яблок под ней. Собери в лукошко жёлтые яблоки (Игровое упражнение «Спелые яблоки»).
Например: На яблоне жёлтое яблоко с лампочкой, кладу его в лукошко. Под яблоней жёлтое яблоко с лупой, кладу его в лукошко.
Допускал ли ты ошибки, когда произносил слова со [л]. Выбирай колокольчик соответствующего цвета и бросай его в шкатулку.
Заключительная часть
– Планшетов на «Весёлой кружилке» не осталось. Со всеми заданиями ты справился. Сосчитай, какого цвета колокольчиков у тебя больше. Опускай обе руки в сухой бассейн и ищи свой подарок (в том случае, если золотых колокольчиков в шкатулке оказалось больше), забрать сможешь только один предмет (шоколад либо яблоко).
– Чему ты учился на занятии?
Много ли ты допускаешь ошибок, когда в предложении встречаются слова со [л]? Если допускаешь ошибки, то исправляешь их сам или тебе нужна ещё моя помощь?
Какое задание тебе больше всего понравилось выполнять?
Какое задание было выполнять трудно? Почему?
Какое задание хотелось бы повторить ещё раз? Почему?