Театр батлейка как инструмент духовно-нравственного воспитания. Сценарий спектакля «Чудеса, богом творимые. Жировичская икона божией матери»

- 13:57ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Участие воспитанников в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, развитие речевых способностей, общее эмоциональное состояние. У них улучшается настроение, появляется уверенность в себе. Театр батлейка – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

 

Елена ГЕРУЛЬСКАЯ,
заведующий
ГУО «Детский сад № 77 г. Гродно»

 

Ведущим компонентом системы развития личности сегодня выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Он, как чистый лист бумаги, и какими красками мы раскрасим его жизнь, так он и проживет. Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В настоящее время государственное (светское) и религиозное духовно-нравственное образование выдвигают сходные приоритеты: защита прав и свобод личности, ориентация на здоровый образ жизни, укрепление семьи и родственных отношений. Общность задач находит отражение в подписанном Соглашении о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью и разработанной Программе сотрудничества между Министерством образования РБ и Белорусской Православной Церковью. В рамках этих договоренностей государственное учреждение образования «Детский сад № 77 г. Гродно» на протяжении 15 лет работает в режиме развития, вырабатывая инновационные подходы в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Одним из наиболее действенных средств воспитания духовно-нравственных качеств личности дошкольника является театр – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Наша батлейка изготовлена в традициях белорусского батлеечного искусства, украшена резьбой по дереву, имеет горизонтальные ярусы с пространством для вождения кукол. Куклы на твердом стержне для спектаклей и пьес изготовлены самими педагогами. Спектакли театра «Батлейка» с большим успехом включаются в занятия с детьми, праздники, развлечения.

В нашем дошкольном учреждении стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием педагогов. Так воспитатели и дети становятся партнерами.

Участие воспитанников в деятельности «Батлейки» благоприятно влияет на обогащение словаря детей, развитие речевых способностей, общее эмоциональное состояние детей. У них улучшается настроение, появляется уверенность в себе. Нам как педагогам очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел творить, выражая свое отношение к добру и злу, милосердию, состраданию.

 

Хочется отметить, что наше дошкольное учреждение принимало участие в международном рождественском фестивале батлеечных и кукольных театров «Нябёсы», удостоено диплома 2-й степени на 7-м открытом фестивале батлеечных театров, проходившем в Сморгони (спектакль «Рождественская елочка»). На 8-м открытом фестивале батлеечных театров в Сморгони за спектакль «Чудеса, богом творимые. Жировичская икона божией матери» мы награждены дипломом 3-й степени.

  

Чудеса, богом творимые. Жировичская икона божией матери. Сценарий для театра батлейка

Действующие лица: Бабушка, Внучка, Рассказчик, пастухи: Алесь, Янка, пан Александр Солтан, гости.

Декорации: дикая груша с иконой Богородицы, изображение Жировичской иконы Богоматери, ларец для иконы, камин с огнем, макет храма во имя явления иконы Пресвятой Богородицы в Жировичах.

 

Ход представления

Бабушка стоит в праздничном платке (шарфике), с цветами в руке. Входит Внучка.

Внучка. Бабушка, здравствуй! Ой, бабушка, а ты куда собралась в праздничном платке, с цветами?

Бабушка. Иду, внученька, в храм. Сегодня праздник Жировичской иконы Божией Матери.

Внучка. Бабушка, можно с тобой?

Бабушка. Конечно, моя хорошая. Пойдем со мной.

Бабушка отдает внучке цветы.

Внучка. Бабушка, по дороге расскажи мне, пожалуйста, про эту икону.

Бабушка. Хорошо. По великой Своей милости Господь являет нам, грешным, великие чудеса для укрепления нашей веры. Такое чудо – святыня земли белорусской, сохранившаяся до наших дней, нерукотворная Жировичская икона Богородицы.

Бабушка с Внучкой уходят.

Рассказчик. Слушайте, дорогие мои, историю явления Жировичской иконы Богородицы.

Вдалеке пасутся коровы. Стоят пастухи.

Янка. Смотри, Алесь, что это так ярко светит, так сияет?

Алесь. Ты что, Янка, солнца до этого дня не видел?

Янка. Солнце?! На дереве?! Нет, Алесь.

Алесь (смотрит в сторону света). И то правда, не солнце это… Пойдем, что ли ближе, да посмотрим?

Рассказчик. Движимые любопытством, они подошли ближе.

Алесь. Янка, смотри, на груше икона горит чудным светом!

Рассказчик. Сильный свет и благоговейный ужас не позволили им подойти к иконе сразу.

Свет гаснет. Пастухи кланяются образу, снимают его с дерева.

Янка. Смотри! Какая икона!

Алесь. Какая маленькая! Янка, это икона Пресвятой Богородицы! Вот ее лик! Какая красивая, Матушка наша, Заступница!

Янка. От нее тепло исходит, и радость в душе так и растет! Господи, спасибо Тебе, что Ты явил нам это чудо!

Алесь. Давай отнесем ее хозяину, Александру Солтану.

Пастухи уходят с иконой.

Пан Александр Солтан стоит в комнате у горящего камина.

Алесь. (Пастухи кланяются) Добрый день, пан Александр.

Пан. Добрый день. Управляющий сказал, что вы хотели меня видеть. Говорите, что вам нужно.

Янка. Мы, пан Александр, пасли коров, как всегда. И вдруг увидели яркий свет на дереве. Подошли посмотреть, что так ярко светит, горит, и увидели вот это.

Пастух показывают образ Богородицы, явленный на дереве.

Алесь. Когда сияние прекратилось, мы увидели на этом маленьком камне образ Пресвятой Богородицы. И вот, принесли образ к вам.

Пан берет икону у пастухов.

Пан. Это хорошо, что принесли мне. Можете идти.

Пастухи уходят.

Пан. (Рассматривает икону) Какая необыкновенно красивая икона. Странно, что явилась она пастухам. Ладно, положу ее в ларец. Позову соседей, покажу им, какое чудо явил нам Господь.

Рассказчик. Но пан даже подумать не мог, что произойдет на следующий день. А произошло вот что…

Пан ждет гостей. Гости приходят.

Гости. Добрый день, пан Александр.

Пан. Добрый день, добрый день. Проходите, господа.

Гости. По дороге к вам обратили внимание, как процветает ваше имение. Земли ухожены, сады цветут, стада пасутся. Дай вам Бог хорошего урожая!

Пан. Спасибо, господа. Позвал вас, чтобы показать чудесную икону. Вчера явилась мужикам-пастухам на дереве груши! (Направляется к ларцу).

Гости. А, как же они ее увидели?

Пан. Сказали, что сияла чудным, необыкновенно ярким светом.

Пан берет ларец, открывает. Застывает в изумлении. Ларец пуст…

Пан. Это что же такое?! Ларец пуст!!! Я только вчера вечером открывал его, чтобы снова полюбоваться на чудный образ!

Гости. Чудеса, да и только!

Пан. Простите, господа, что невольно, сам того не желая, обманул ваши ожидания. Не могу понять, что произошло. Еще раз простите меня.

Гости. Ничего, пан Александр. Мы понимаем. В жизни бывает всякое. Другой раз обязательно посмотрим. Позвольте откланяться. Нынешней весной очень много работы в хозяйстве. Будьте здоровы.

Пан. До свидания. Будьте здоровы. Еще раз простите меня.

Рассказчик. Пан Александр еще раз осмотрел ларец и место, где тот стоял. Но иконы словно и не было.

Вдалеке пасутся коровы. Стоят пастухи.

Рассказчик. Спустя время. Те же пастухи пасли свое стадо на знакомом месте. Каково же было их изумление, когда они на том же самом дереве увидели снова необычное сияние, и обрели повторно чудотворный образ!

Янка. Алесь, ущипни меня.

Алесь щипает Янку.

Янка. Ой! Больно! Смотри! Или мне мерещится, или снова тот же чудный свет озаряет дерево?

Алесь. Нет, Янка, не чудится. Давай посмотрим.

Пастухи подходят к дереву.

Алесь. Господи, неисповедимы Твои пути. Это тот же образ Пресвятой Богородицы! Как он снова оказался на груше?! Мы же сами отнесли его пану Александру!

Янка. Как ты думаешь, что нам сейчас делать?

Алесь. Думаю, надо пойти показать пану.

Янка. А вдруг он нам не поверит?

Алесь. Поверит – не поверит, а показать надо. Пойдем.

Пастухи снимают икону и уходят.

Пастухи стоят, ждут, когда придет пан Александр. Входит пан.

Алесь. Здравствуйте, пан Александр, мы снова к вам пришли.

Янка. Пасли свое стадо на знакомом месте и, вдруг, о чудо! Такого с нами еще не случалось. Свет на той же груше!

Алесь. Мы ближе подошли, а это тот же образ висит! На том же самом месте! Мы и не сразу поверили. Мы же вчера его вам отнесли.

Янка. Вот, пан Александр, мы его вам принесли и сегодня.

Пастухи отдают икону.

Рассказчик. Пан Александр, устрашившись гнева Божия, на сей раз не осмелился положить икону в ларец.

Пан. Пойдем, покажете мне, где явился вам чудотворный образ.

Пан с пастухами идут к дикой груше.

Алесь. Вот это место, пан Александр.

Пан. Дивны дела Твои, Господи!  Не достоин я хранить в доме своем такую святыню. Для всех людей явил Ты нам образ Богородицы. Быть здесь, на этом месте большому Храму в честь явления Её чудотворной иконы.

Пан низко кланяется в сторону груши, на которой явился чудотворный образ. Прижимает икону к сердцу и отправляется домой.

Рассказчик. Через некоторое время на том месте, где обрели чудотворный образ, построил пан Александр Солтан на свои деньги большой, красивый Храм. А немного позднее возникло селение с милозвучным названием – Жировицы.

Выставляется изображение или макет храма на верхнем уровне батлейки.

На нижнем уровне появляются Бабушка с Внучкой.

Внучка (держит в руках икону Богородицы). Бабушка, хорошо, что у нас теперь дома есть Жировичская икона Божией Матери. Спасибо, что взяла меня с собой, как интересно.

Бабушка. Ну что, вижу – понравился тебе мой рассказ.

Рассказчик. А вам, мои хорошие, понравился?

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий