Приемы, позволяющие сделать начало урока географии оригинальным и включить класс в работу

- 13:46II И III СТУПЕНИ, ГЕОГРАФИЯ, География. Материалы к урокам, Методичка

Материал содержит приемы организации начала урока с конкретными примерами. Автор подчёркивает важность учёта возрастных особенностей учащихся и обязательное включение приема начала занятия в контекст всего урока.

Наталья ДАВЫДЧИК,
учитель географии
ГУО «Елковская средняя школа»
Зельвенского района
Гродненская область

 

 

 

 

Каждому учителю хочется, чтобы урок был интересным, ярким, запоминающимся. Чтобы ученики на уроке работали творчески, умели грамотно рассуждать, мыслить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Начало урока – один из важнейших его моментов. Чем ярче, позитивнее и увлекательнее оно проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее обучение. Необычность заданий в начале урока вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.

Существует множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Обычно на этот этап учитель планирует 1–2 минуты и не более того, а ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке, именно он выполняет мотивирующую функцию.

В своей практике я стараюсь сделать начало уроков необычным, при этом важно, чтобы информация, озвученная в этот момент, использованный прием не выбивались из контекста всего урока. При этом надо обязательно учитывать возрастные особенности учащихся, ведь то, что заинтересует пятиклассника, не будет актуально для учащегося 10-го и 11-го класса.

 

Среди приемов, которые я активно использую, можно отметить «Географическую загадку», которая задается в начале урока. На протяжении урока учащимся даются подсказки – к концу урока они озвучивают ответ. В качестве примера можно привести загадку при изучении темы «Климатические пояса и типы климата Африки» в 7-м классе. В начале урока учитель спрашивает: «Отправляясь в путешествие, куда вы возьмете зонтик к озеру Виктория или к озеру Чад? Аргументируйте». В качестве загадки можно учащимся предложить ребус, тогда учащиеся дают ответ сразу. Например, учащиеся 6-го класса могут ответить, чему будет посвящен урок, разгадав ребус (Масштаб).

Учащихся 5-го класса помогают настроить на работу игровые приемы. Так, игра «Мир в руках» (мяч с изображением поверхности Земли) помогает повторить расположение географических объектов: материков, океанов, крупных островов, а также организовать учащихся и настроить их на работу. Суть игрового момента в том, что учитель в начале урока бросает ученику мяч, а тот называет объект, оказавшийся у него под правой рукой. Если учащихся немного, можно бросать мяч перед входом в класс. Ученик, правильно назвавший объект, может занять свое место.

Очень нравится учащимся 5–6-х классов прием «Черный ящик». Например, при изучении темы «Эпоха Великих географических открытий» в 5-м классе учитель прячет в «черный ящик» компас. Ученикам говорится, где и кем был изобретен прибор, можно показать картинку древнекитайского компаса – «ложки», можно загадать загадку. После того как предмет будет угадан, учитель спрашивает, какое отношение имеет компас к теме урока. К ответу можно подвести сразу с помощью наводящих вопросов, а можно дать возможность ребятам догадаться самим по ходу урока.

Для учеников старшего школьного возраста использую прием «Географическая разминка», когда учитель называет (или вывешивает на доску) слова, термины, относящиеся к теме. Так, в 10-м классе тему «География расселения» я начинаю с перечисления терминов «город», «урбанизация», «агломерация», «мегаполис». Учащиеся дают объяснения словам, что помогаем активизировать их мозговую деятельность и повторить изученные ранее понятия, которые пригодятся при изучении новой темы.

Погрузить в атмосферу изучаемой темы помогают показанный видеоряд из фотографий достопримечательностей страны под национальную музыку или реальное событие из жизни. Тема «Землетрясение» в 6-м классе может начинаться с прочтения записи из дневника американского журналиста: «27 мая 1964 г., Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали, как подкошенные… Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось, я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос».

Связь с жизнью позволяет повысить значимость изучаемого материала. Учащиеся не воспринимают материал как нечто абстрактное, а видят реальное проявление изучаемых процессов.

Настроить на рабочий лад можно с перечисленных учителем необычных фактов, касающиеся изучаемой темы.

Например, при изучении страны Японии в 8-м классе я начинаю урок со слов «В этой стране пальто подает женщина, белый цвет является траурным, здесь пишут сверху вниз, а спят на полу, руль в автомобиле – с правой стороны, и вообще эту страну можно назвать «страна-наоборот».

В 5-м классе при изучении темы «Свойства воды» (урок как раз приходится на февраль) рассказываю, что «однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?». Этот рассказ позволяет обратить внимание на кажущийся на первый взгляд нереальный факт и плавно перейти к новой теме.

Прием «Интрига» позволяет держать внимание учащихся на протяжении всего урока, заставляет более глубоко погрузиться в изучение темы, стараться быть активным на уроке и искать дополнительную информацию после неё.

На уроке «Внешние силы Земли. Выветривание» в 6-м классе я рассказываю учащимся об Аменхотепе III, который построил храм в городе Фивы в Египте. Этот храм охраняли две гигантские статуи, которые на рассвете издавали мелодический звук. Во всем мире их называли «поющими статуями». Показываю современные фото статуй. Древние «туристы» приезжали специально послушать эту «музыку богов». Почему статуи пели? Во время изучения темы ребята стараются понять, по какой причине каменные статуи «поют». Как правило, в конце урока приходят к выводу, что это происходит из-за физического выветривания, т.е. под влиянием изменения температуры и влаги. Тогда я задаю вопрос для любознательных: поют ли статуи сейчас? Таким образом, ребята вынуждены удовлетворить любопытство поиском информации в дополнительных источниках.

Держать внимание целый урок позволяет проблемная ситуация (вопрос), озвученная в начале урока. Так, в 6-м классе при изучении темы «Внутренние силы Земли» рассказываю, что в Средние века на севере Европы викинги привязывали свои корабли к металлическим кольцам, которые вбивали в скалы на уровне моря, чтобы их не разбило штормом. Сейчас эти кольца находятся на 9–10 метров выше уровня воды. Почему? Рассказ сопровождаю иллюстрацией.

На протяжении всего урока учащиеся могут высказывать предположения и в конце, как правило, правильно отвечают на вопрос.

Отличным приемом для начала урока является подобранное по теме стихотворение. Это позволяет учащимся установить межпредметные связи и выразить свои мысли при анализе строк. В качестве примера приведу строки Петра Давыдова, которыми начинаю урок в 10-м классе по теме «Факторы и виды миграции»:

Я на две неравных части
Разделил свою судьбу.
И разломанное счастье
Больше склеить не могу.
Можно жить, себя ругая,
Но, скажите, чья вина,
Что вокруг шумит другая,
Недоступная страна.
Мы останемся случайны,
Не отмыть клеймо бродяг,
Здесь сначала не скучают,
А потом – не говорят…

После прочтения учащиеся приступают к анализу. Я задаю вопросы типа «О каком процессе пойдет речь на уроке?», «Какие причины вызывают миграцию населения?», «Какие виды миграции вы знаете?». Такое начало помогает плавно перейти к актуализации знаний и определению уровня знаний по теме.

Использование в начале урока эпиграфа, а это всегда слова выдающихся людей, подчеркивает важность и значимость темы, способствует повышению мотивации к изучению предмета. К примеру, слова Аврелия Августина: «Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу», – помогают учащимся 8-го класса понять значение изучения темы «География туризма».

Приемы «Четвертый лишний» и «Что общего» позволяют с лёгкостью переключить учащихся с перерыва на рабочий лад. При чем здесь могут быть использованы слова, картинки, предметы. Эти приёмы одинаково хорошо работают и для учеников старших классов, и для учащихся 5–8-х классов.

Интересным и необычным будет урок, если учитель использует в начале прием «Дата – событие». Вот, к примеру, урок по теме «Причины и сущность проблемы исчерпаемости ресурсов» в 11-м классе, который пришелся на 21 февраля, я связала с датой и произошедшим в этот день событием: 21 февраля 1804 года состоялось первое успешное испытание паровоза. Задав вопрос, как это событие связано с темой нашего урока, получила плавный переход к изучению учебного материала.

Приемов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий