С 14 по 19 декабря в Бакштовском детском саду – средней школе проведена неделя русского языка и литературы, которая в этом году прошла под девизом: «Стань грамотным – и ты откроешь перед собой весь мир!”
Внеклассная работа по русскому языку и литературе органически входит в образовательный процесс и необходима для развития и поддержания интереса к изучению русского языка, литературы, для развития творческих способностей учащихся, их общего кругозора. Проведение недели русского языка и литературы является одной из форм внеклассной работы. Но неделя – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. Это заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих определенные цели, дающих учащимся возможность проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор.
Готовясь к неделе, учителя русского языка и литературы старались использовать новые интересные формы организации и проведения мероприятий. В день открытия в школе прошел информационный десант «Удивительно, но факт», в ходе которого и учащиеся, и учителя имели возможность узнать занимательные факты о языке и интересные сведения о писателях и поэтах. На протяжении недели в каждом классе проводились мероприятия с учётом возрастных и индивидуальных способностей ребят. Так, для учащихся 1–5 классов проведена игра-викторина «В гостях у сказки», в ходе которой ребята вспомнили сказки, их авторов и героев, сумели определить виды сказок, а также ещё больше приобщились к чтению. Такая работа повышает интерес к предмету, развивает логическое и креативное мышление, память, а соревновательный момент вызывает интерес.
Ребята 7-го класса поучаствовали в игре «Биржа труда для морфем». Несмотря на то, что занятие проводилось в игровой форме, оно имело высокий практический результат. Учащиеся примерили на себя роль морфемы и познакомились с такими понятиями, как “биржа труда”, “вакансия”, “резюме”. По ходу игры повторили особенности официально-делового стиля, выявили «положительные качества» всех морфем.
Не остались в стороне и старшеклассники. С целью повышения интереса, обобщения знаний по темам «Лексика», «Орфоэпия», «Стили речи», правильного употребления деловой лексики в письменной и устной речи, определения с выбором профессии среди них был проведен интеллектуальный ринг «Лексика делового человека». Ребята продемонстрировали свои знания в конкурсах «Орфоэпический и орфографический тест», «Речевое мастерство бизнесмена». Они работали не только с лексическим значением слова, но и подбирали синонимы, антонимы, давали толкование словам-паронимам. Игра прошла интересно, организованно, подарив новые знания и положительные эмоции.
Орфографический флешмоб для учащихся 3–11 классов помог определить самых грамотных учеников школы, а проведение литературно-художественного кафе «Зимняя сказка» с учащимися 5–7 классов способствовало приобщению ребят к чтению классической литературы, развитию их интеллектуально-творческих способностей.
С большим интересом слушали пятиклассники выступление ученицы 11-го класса Маргариты Шибут, которая познакомила с результатами исследовательской работы «Энциклопедия слова “блин”».
Ряд мероприятий был посвящен реализации культурно-образовательного проекта «Рыцарь и хранитель русской речи», посвященного 120-летию со дня рождения С.И.Ожегова. Так, ребята начальных классов приняли участие в выставке-конкурсе «Иллюстрируем “Словарь русского языка” С.И. Ожегова», книжные посиделки «В гостях у словарей» для 5–8 классов расширили знания о словарях русского языка, содействовали совершенствованию орфографических навыков.
Таким образом, неделя русского языка и литературы – это прекрасная возможность развивать интерес и воспитывать потребность изучать русский язык.
Подведены итоги недели русского языка и литературы, объявлены победители. Анализ показал активность детей, их заинтересованность в подобных мероприятиях, а значит, и необходимость их проведения.
Татьяна ШМЫК,
учитель русского языка и литературы
Бакштовского детского сада – средней школы
Ивьевского района