Учащиеся Сольской средней школы постигают нравственные основы этикета

- 9:00ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

На протяжении четырёх лет Сольская средняя школа Сморгонского района принимала участие в реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования опыта нравственного поведения учащихся I ступени общего среднего образования». В его рамках в учреждении образования были организованы факультативные занятия по нравственным основам этикета.

Научный консультант проекта – доцент кафедры содержания и методов воспитания Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук Валентина Вязгина. Цель – формирование опыта нравственного поведения у учащихся І ступени общего среднего образования средствами реализации программы «Нравственные основы этикета» в процессе внедрения модели инновационной деятельности.

Все учащиеся начальной школы посещали факультативные занятия «Нравственные основы этикета». Содержание и методика факультативных занятий позволяют на уровне возрастных возможностей детей систематизировать знания, которые уже имеются у ребят и которые они получают в ходе образовательного процесса, и применить их на практике в отношениях с окружающими. Факультативный курс предполагает проведение практикумов, которое нацелено на развитие умений и навыков нравственного поведения и закрепление их в нравственных привычках.

Занятия рассчитаны на четыре года по одному часу в неделю. Они направлены на изучение правил поведения в школе, семье, среди друзей, за столом, на природе и в различных общественных местах.

Каждый из этих разделов соответствует четырем учебным четвертям. По итогам каждой четверти мы, учителя, организовывали родительские собрания с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей и совершенствования их взаимоотношений с детьми, укрепления морально-психологического климата в семье. Без участия семьи достичь желаемых результатов невозможно. Поэтому каждый учитель на своих занятиях поддерживал тесную связь с родителями ребёнка через памятку «Страничка для родителей». В конце факультативного занятия ребёнок получал листок, который отдавал своим родителям. В нём учитель рассказывала о том, чем занимались на занятии, и давала рекомендации, что и как закрепить с ребёнком дома. Родители должны понимать, что навыки и привычки нравственного поведения устойчивы тогда, когда они формируются с детства, это способствует формированию нравственно-волевых качеств личности. Поэтому важно не только закрепить это стремление, но и развивать умение и привычку к постоянной нравственной оценке своего поведения и поведения других людей.

На занятиях факультативного курса «Нравственные основы этикета» ученики постигали и ощущали важность и красоту человеческих отношений, учились определять свою нравственную позицию, практиковались в моральных поступках. Учителя старались организовывать творческий процесс познания нравственных норм через такие формы и методы работы, как дидактические, интерактивные, развивающие, творческие и ролевые игры; игры с использованием куклы Недотёпы; через решение этических задач и обсуждение ситуаций с нравственным содержанием. Совместно с родителями проводили праздники, организовывали коллективные мероприятия, инсценировки семейных советов, где родители могли услышать от детей то, что не слышат дома.

Таким образом, в результате изучения факультативного курса «Нравственные основы этикета» учащиеся и их родители совместно были привлечены к раскрытию назревших современных проблем, связанных с необходимостью усвоения общечеловеческих нравственных норм.

Занятия факультатива позволили учащимся приобрести опыт нравственного поведения, выработать нравственные привычки. В результате изучения правил поведения, основанных на принципах гуманизма и нравственности, происходило улучшение морально-психологического климата в классе, школе, семье.

Обратная связь с родителями и их участие в совместных мероприятиях позволили мамам и папам лучше познать своих детей и активно участвовать в их жизнедеятельности. Беседы с родителями, анкетный опрос помогли сделать выводы о целесообразности работы школы по формированию нравственного поведения учащихся.

 

Гелена ЕРМОЛАЕВА,
учитель начальных классов
Сольской средней школы
Сморгонского района

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий