Задачи урока: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет-ресурсами.
Светлана БОДАК,
учитель биологии
ГУО «Вертелишковская средняя школа»
Гродненского района,
Гродненская область
Цель урока: создать условия для формирования представления о делении клеток, фазах митоза и его биологическом значении с учетом индивидуальных особенностей учащихся через использование единого информационно-образовательного ресурса.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток, сформировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;
– продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
– развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет-ресурсами.
Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, цветная бумага, маркеры, магниты.
Ход урока
1 Организационный момент
2 Актуализация знаний
– Об этом же процессе говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». Американский биолог Мёллер писал: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».
Итак, о каком процессе идет речь? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост). Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Учащиеся предлагают разные варианты. Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока. (Слайд 1)
3 Новый материал
3.1 Работа с терминами (Слайд 2):
– клеточный цикл;
– интерфаза;
– гаплоидный набор;
– диплоидный набор;
– репликация;
– реакции матричного синтеза.
3.2 Посмотрите на схему и попробуйте дать определение митоза (Слайд 3).
3.3 Посмотрите видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=Aglxity4icI и ответьте на вопросы (Слайды 4–5):
– Какие фазы митоза вам известны?
– Как изменяется набор хромосом и хроматид в каждой фазе?
– Каково биологическое значение митоза?
3.4 Предлагаю прочитать текст статьи «Амитоз» и сделать в нем соответствующие пометки.
Для пометок | |
Митоз – наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе делится только ядро, причем без образования веретена деления, поэтому наследственный материал распределяется случайным образом. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают многоядерные клетки. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению. |
V – уже известно;
– – противоречит представлению;
+ – является интересным и неожиданным;
? – не ясно, возникло желание узнать больше.
3.5 Обсуждение статьи (Слайд 6):
– Что стало известно из этой статьи?
– Какой материал оказался для вас новым?
3.6 Сделайте вывод: как вы думаете, почему митоз называют непрямым делением клетки, а амитоз – прямым?
4 Физкультминутка (Слайд 7)
5 Закрепление изученного материала (Слайд 8)
5.1 Работа в группах.
На цветных листах бумаги по заданному плану описать фазу митоза:
а) процессы, происходящие в данной фазе;
б) рисунок;
в) набор хромосом и хроматид.
1-я группа – профаза;
2-я группа – метафаза;
3-я группа – анафаза;
4-я группа – телофаза.
5.2 Афиширование результатов работы, составление опорной схемы в тетрадях и на доске (Приложение 1).
5.3 Выполнение теста (Приложение 2).
6 Информация о домашнем задании
§ 17, задание 4 из учебного пособия на с. 95, задание 6* (Слайд 9).
7 Подведение итогов урока
8 Рефлексия «Мишень»
На доске нарисована мишень, разделенная на 4 сектора: «я», «мы», «содержание урока», «форма урока». Учащиеся должны в каждом секторе поставить отметку, таким образом, оценив свою работу на уроке, содержание и форму урока (или слайд 10).
Приложение 1
Приложение 2
Тест. Митоз
1. Определите фазу митоза по описанию: одновременно со спирализацией хроматина исчезает ядрышко и распадается ядерная оболочка; хромосомы располагаются в цитоплазме неупорядоченно.
1) анафаза; 2) профаза; 3) телофаза; 4) метафаза.
2. Укажите правильно составленную пару, определяющую стадию митоза и её описание:
1) анафаза – в результате конъюгации образуются хромосомные пары – биваленты;
2) профаза – хроматиды расходятся к полюсам клетки; к каждому полюсу отходит уменьшенный вдвое по сравнению с родительской клеткой набор хромосом;
3) телофаза – одновременно со спирализацией хромосом исчезает ядрышко и распадается ядерная оболочка, хромосомы располагаются в цитоплазме свободно;
4) метафаза – завершается образование веретена деления, микротрубочки которого связываются с центромерами хромосом; хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки
3. Завершается формирование веретена деления в … митоза.
1) анафаза; 2) профаза; 3) телофаза; 4) метафаза.
4. Спирализация хроматина и формирование хромосом происходит в … митоза:
1) анафаза; 2) профаза; 3) телофаза; 4) метафаза.
5. Хромосомы состоят из двух связанных в области центромеры хроматид и располагаются неупорядоченно в цитоплазме клетки в … митоза.
1) анафаза; 2) профаза; 3) телофаза; 4) метафаза.
6. Хромосомы достигают максимальной спирализации и располагаются упорядоченно на экваторе клетки в … митоза.
1) анафаза; 2) профаза; 3) телофаза; 4) метафаза.
7. Дочерние хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки в … митоза.
1) анафаза; 2) профаза; 3) телофаза; 4) метафаза.
8. Гаплоидный набор хромосом дрозофилы равен 4. Сколько хроматид содержится в клетке, находящейся на стадии профазы митоза?
1) 32; 2) 16; 3) 8; 4) 4.
9. Укажите правильно составленную пару, определяющую стадию митоза и её описание:
1) анафаза – исчезает ядрышко и распадается ядерная оболочка; хромосомы располагаются в цитоплазме свободно;
2) телофаза – происходит раскручивание (деспирализация) хромосом, они становятся плохо различимыми в микроскоп;
3) профаза – вокруг хромосом формируется ядерная оболочка, в ядре появляются ядрышки; происходит разделение цитоплазмы с образованием двух клеток;
4) метафаза – во время движения к полюсам клетки дочерние хромосомы изгибаются, поворачиваются областью первичной перетяжки в сторону полюсов клетки.
10. Число хромосом – n, число хроматид – с. Какое соотношение между данными показателями характерно для соматической клетки человека сразу после ее образования?
1) n = 46, с = 92; 2) n = 46, с = 46; 3) n = 23, с = 46; 4) n = 23, с = 23.