Разноуровневые задания для подготовки к вступительным испытаниям по учебному предмету «Биология»

- 9:44Подготовка к ЦЭ/ЦТ

Раздел «Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов».

Анастасия АДАМЧЕНКО,
учитель биологии
ГУО «Гимназия г. Быхова»,
Могилевская область

 

 

 

 

 

Для успешного прохождения централизованного тестирования или централизованного экзамена по учебному предмету «Биология», поступления в учебные заведения биологического, медицинского или сельскохозяйственного профиля необходимы глубокие знания по предмету за весь курс средней школы. Абитуриент должен показать знания основных биологических понятий, терминов, исторических фактов, достижений ученых, закономерностей, теорий, касающихся строения, жизнедеятельности и классификации живых систем на всех уровнях развития организации жизни.

Учащиеся должны иметь хорошие знания по таким разделам, как ботаника, зоология, анатомия, экология, генетика, эволюция, должны уметь сравнивать и анализировать процессы, происходящие в живых организмах, отслеживать взаимосвязь между ними, выявлять последовательность событий и делать соответствующие выводы.

Задания, предлагаемые учащимся при прохождении вступительных испытаний, содержат, как правило, тестовые задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов, тестовые задания открытого типа, в котором нет готовых ответов, в которых ученик сам должен самостоятельно составить ответ, записать его в виде последовательности цифр, букв или слов. Все зависит от типа задания – на соответствие, дополнение, аналогию, последовательность и др.

Необходимо отметить, что каждый год вступительные испытания совершенствуются, дополняются, обновляется структура тестов, задач и заданий. Абитуриент должен быть готов к различным способам подачи материала, различным способам его формулировки, увидеть ключевые вопросы и, возможно, подсказки в самом задании.

Для изучения, анализа, закрепления и отработки изученного материала предлагаю учащимся на учебных занятиях задания различного уровня сложности. При выполнении таких заданий педагог и (или) сам ученик, отслеживает динамику успеха, выявляет пробелы в знаниях, корректирует их, систематизирует изученный материал, что в дальнейшем позволит выполнить любое задание на заданную тему.

Например, при изучении раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов» учащимся предлагаю следующие задания.

 

Задание 1

Сделайте обозначения к рисунку.

 

Задание 2

Выполните тестовые задания. В каждом задании один правильный ответ.

1. Одной из функций лизосом является:
         А) синтез РНК;
         Б) запасание углеводов;
         В) накопление воды;
         Г) аутофагия.
2. Органоиды, обеспечивающие клетку энергией:
         А) ядро;
         Б) лизосомы;
         В) митохондрии;
         Г) рибосомы.
3. К одномембранным органоидам относят:
         А) вакуоль;
         Б) хлоропласт;
         В) рибосомы;
         Г) клеточный центр.
4. Немембранный компонент клетки, обеспечивающий синтез белка:
         А) центриоль;
         Б) хлоропласт;
         В) рибосома;
         Г) лизосома.
5. Органоид, внутренняя мембрана которого образует тилакоиды:
         А) митохондрия;
         Б) хлоропласт;
         В) комплекс Гольджи;
         Г) ядро.

 

Задание 3

Выполните тестовые задания. В каждом задании несколько правильных ответов.

1. Выберите признаки, характерные для хлоропласта:
         А) характерен для клеток растений;
         Б) является центром сборки микротрубочек;
         В) содержит светочувствительные пигменты;
         Г) впячивания внутренней мембраны образуют тилакоиды;
         Д) обеспечивает расщепление утративших функциональную активность органоидов.
2. Выберите признаки, характерные для ядра:
         А) содержит ДНК;
         Б) встречается в клетках животных;
         В) имеет двумембранную оболочку с порами;
         Г) обеспечивает аутофагию поврежденных клеточных структур;
         Д) состоит из двух субъединиц, связанных специальными белками.
3. Выберите признаки, характерные для комплекса Гольджи:
         А) образует лизосомы;
         Б) характерен для эукариот;
         В) содержит кольцевую молекулу ДНК;
         Г) происходит синтез полисахаридов клеточной стенки;
         Д) обеспечивает контакт между соседними клетками.
4. Выберите признаки, характерные для митохондрии:
         А) содержит кольцевую молекулу ДНК;
         Б) характерна для эукариот;
         В) является центром сборки микротрубочек;
         Г) внутренняя мембрана содержит ферменты;
         Д) впячивания наружной мембраны образуют тилакоиды.
5. Выберите признаки, характерные для эндоплазматической сети:
         А) бывает гладкой и шероховатой
         Б) заполнена клеточным соком, содержащим соли, алкалоиды, танины;
         В) происходит синтез углеводов и липидов;
         Г) содержит кольцевую молекулу ДНК;
         Д) характерна для эукариот.

 

Задание 4

Соотнесите структуру клетки и ее выполняемую функцию. Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв.

1. Установите соответствие.

А. ядрышко
Б. гликокаликс
В. лейкопласты
Г. клеточный центр

1. рецепция, узнавание
2. образование лизосом
3. запасание питательных веществ
4. образование субъединиц рибосом
5. участие в образовании веретена деления клетки.

2. Установите соответствие.

А. ядро
Б. гликокаликс
В. комплекс Гольджи
Г. гладкая ЭПС

1. осморегуляция
2. рецепция, узнавание
3. образование лизосом
4. синтез углеводов и липидов
5. хранение наследственной информации.

3. Установите соответствие.

А. лизосома
Б. митохондрия
В. шероховатая ЭПС
Г. гликокаликс

1. синтез белка
2. сборка микротрубочек
3. внутриклеточное пищеварение
4. рецепция, узнавание
5. осуществление кислородного этапа дыхания.

4. Установите соответствие.

А. ядрышко
Б. центриоль
В. комплекс Гольджи
Г. гладкая ЭПС

1. образование лизосом
2. сборка микротрубочек
3. синтез липидов и углеводов
4. рецепция внешних сигналов
5. образование субъединиц рибосом.

5. Установите соответствие.

А. рибосома
Б. лизосома
В. центриоль
Г. ядрышко

1. синтез рРНК
2. биосинтез белка
3. сборка микротрубочек
4. внутриклеточное пищеварение
5. осуществление кислородного этапа дыхания.

 

Задание 5

В предложения на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова:

1. Одномембранная полость, заполненная клеточным соком, – это …
2. Плотное округлое образование, не ограниченное собственной мембраной …
3. Короткие, плотные структуры, содержащие молекулы ДНК …
4. Сходство хлоропластов и митохондрий состоит в том, что …
5. Отличие растительных клеток от животных обусловлено наличием …

 

Задание 6

Подберите недостающее понятие, связанное с организмом человека, учитывая, что между понятиями каждой пары существует одинаковая логическая связь:

1. Вакуоли – клеточный сок; лизосома –?
2. Рибосомы – синтез белка; клеточный центр –?
3. Митохондрии – кристы; пластиды –?
4. Микрофиламенты – актин; микротрубочки –?
5. Цитоскелет – микротрубочки и микрофиламенты; эндоплазматическая сеть –?

 

Задание 7. «Ассоциации»

Напишите части клетки и органоиды, которые аналогичны следующим структурам.

1. «железная дорога» –
2. «шеф» –
3. «электростанция» –
4. «мусорка» –
5. «ворота в крепостной стене» –
6. «фабрика по производству белка» –
7. «завод по утилизации отходов» –
8. «самоубийство» –
9. «головной мозг» –
10. «солнечная батарея» –

 

Задание 8

Заполните таблицу с «белыми пятнами».

Органоид

Строение

Функция

1

 

Состоит их двух субъединиц – большой и малой

Обеспечивает синтез белка

2

Лизосома

Одномембранный пузырек, содержащий пищеварительные ферменты

 

3

Хлоропласт

 

Осуществляет процесс фотосинтеза

4

 

Двумембранный органоид, внутренняя мембрана образует многочисленные складки – кристы

Обеспечивает протекание аэробного этапа клеточного дыхания

5

Вакуоль

Одномембранный органоид, заполненный клеточным соком

 

6

Ядро

 

Хранит наследственную информацию клетки, контролирует все процессы, происходящие в ней

 

Задание 9

Найдите в тексте предложения с ошибками и исправьте их.

Текст № 1

Рибосомы – мельчайшие немембранные органоиды, характерные только для эукариотических клеток. Обеспечивают синтез белковых молекул из моносахаридов. Рибосома состоит из двух субъединиц – большой и малой. Каждая из которых содержит одну или несколько молекул тРНК.

Текст № 2

Цитоскелет – трехмерная сеть, образованная углеводами и липидами, механический каркас, обеспечивающий пространственную организацию цитоплазмы. Основными компонентами цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты. Микротрубочки представляют собой тонкие полые цилиндры, образованными белками актина. Микрофиламенты – образованы двумя нитями, спирально закрученными одна вокруг другой. Каждая нить состоит из молекул белка тубулина.

Текст № 3

Митохондрии – одномембранный органоид, в котором протекает анаэробный этап клеточного дыхания. Наружная мембрана митохондрии гладкая, не образует впячиваний и складок. Внутренняя мембрана образует многочисленные одномембранные мешочки – тилакоиды. Главная функция митохондрий – обеспечение клетки энергией в виде АТФ.

Текст № 4

Клеточный центр – является центром организации сборки микротрубчек. Состоит из трех центриолей и окружающего их уплотненного участка цитоплазмы. Клеточный центр характерен для клеток растений и ряда протистов. Центриоли представляют собой цилиндры, расположенные перпендикулярно друг другу. Стенки каждой центриоли образованы девятью триплетами микрофиламентов, связанных специальными белками.

Текст № 5

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – замкнутая система, состоит из уплощенных полостей – цистерн и разветвленных каналов. Различают два вида ЭПС – шероховатую и гладкую. Шероховатая ЭПС представлена преимущественно каналами, на ней происходит синтез углеводов и липидов. Гладкая ЭПС представлена цистернами, на ней происходит синтез белка. Синтезированные на ЭПС вещества заключаются в небольшие пузырьки, доставляются в комплекс Гольджи.

 

Выполнение заданий различного уровня сложности на одну и ту же тему позволяет учащимся досконально изучить предлагаемую тему, повторить и обобщить учебный материал, восполнить пробелы в знаниях. Следует как можно больше тренироваться выполнять всевозможные тестовые задания. Такие тренировки не только закрепляют полученные знания, активизируют внимание, тренируют память, мышление. Такая систематичная работа также позволяет быть постоянно в тонусе, дает опыт самоконтроля и самонаблюдения, что способствует более качественной подготовке к вступительным испытаниям.

 

Список использованных источников

1 Дашков, М.Л. Биология : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с русским языком обучения / М.Л.Дашков, А.Г.Песнякевич, А.М.Головач. – Минск : Народная асвета, 2021.
2 Централизованное тестирование. Биология : полный сборник тестов / Респ. Ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2017.
3 Централизованное тестирование. Биология : сборник тестов / Респ. Ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. – Минск : Новое знание, 2018.
4 Централизованное тестирование. Биология :  сборник тестов / Респ. Ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2021.

 

Приложение

Ответы к заданиям

Задание 1

1 Лизосома
2 Комплекс Гольджи
3 Центриоль
4 Эндоплазматическая сеть
5 Рибосома
6 Ядро
7 Ядрышко
8 Эндоплазматическая сеть (шероховатая)
9 Эндоплазматическая сеть (гладкая)
10 Митохондрия

Задание 2

1) Г; 2) В; 3) А; 4) В; 5) Б.

Задание 3

1) А, В, Г;  2) А,Б, В;  3) А, Б, Г;  4) А, Б, Г;  5) А, В, Д.

Задание 4

1. А4 Б1 В3 Г5
2. А5 Б2 В3 Г4
3. А3 Б5 В1 Г4
4. А5 Б2 В1 Г3
5. А2 Б4 В3 Г1

Задание 5

1 Вакуоль.
2 Ядрышко.
3 Хромосомы.
4 Наличие двух мембран, кольцевой молекулы ДНК, ферментов.
5 Вакуоли, пластиды, клеточная стенка.

Задание 6

1 Пищеварительные ферменты.
2 Сборка микротрубочек.
3 Тилакоиды.
4 Тубулин.
5 Цистерны и каналы.

Задание 7

1 «железная дорога» – микротрубочки;
2 «шеф» – ядро;
3 «электростанция» – митохондрия;
4 «мусорка» – вакуоль;
5 «ворота в крепостной стене» – поры к цитоплазматической мембране / в ядерной оболочке;
6 «фабрика по производству белка» – рибосома;
7 «завод по утилизации отходов» – лизосома;
8 «самоубийство» – автолиз, аутофагия.
9 «головной мозг» – ядро;
10 «солнечная батарея» – хлоропласт.

Задание 8

1 Рибосома.
2 Расщепляет органические соединения.
3 Двумембранный органоид, внутренняя мембрана образует многочисленные тилакоиды.
4 Митохондрия.
5 Накопление, хранение, изоляция различных веществ.
6 Двумембранный органоид, содержит хроматин, ядрышко и ядерный сок.

Задание 9
Текст №1

Рибосомы – мельчайшие немембранные органоиды, характерные для всех типов клеток. Обеспечивают синтез белковых молекул из аминокислот.  Рибосома состоит из двух субъединиц – большой и малой. Каждая из которых содержит одну или несколько молекул рРНК.

Текст № 2

Цитоскелет – трехмерная сеть, образованная белками, механический каркас, обеспечивающий пространственную организацию цитоплазмы. Основными компонентами цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты. Микротрубочки представляют собой тонкие полые цилиндры, образованными белками тубулина. Микрофиламенты – образованы двумя нитями, спирально закрученными одна вокруг другой. Каждая нить состоит из молекул белка актина.

Текст № 3

Митохондрии – двумембранный органоид, в котором протекает аэробный этап клеточного дыхания. Наружная мембрана митохондрии гладкая, не образует впячиваний и складок. Внутренняя мембрана образует многочисленные складки – кристы. Главная функция митохондрий – обеспечение клетки энергией в виде АТФ.

Текст № 4

Клеточный центр – является центром организации сборки микротрубчек. Состоит из двух центриолей и окружающего их уплотненного участка цитоплазмы. Клеточный центр характерен для клеток животных и ряда протистов. Центриоли представляют собой цилиндры, расположенные перпендикулярно друг другу. Стенки каждой центриоли образованы девятью триплетами микротрубочек, связанных специальными белками.

Текст № 5

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – замкнутая система, состоит из уплощенных полостей – цистерн и разветвленных каналов. Различают два вида ЭПС – шероховатую и гладкую. Шероховатая ЭПС представлена преимущественно цистернами, на ней происходит синтез белков. Гладкая ЭПС представлена каналами, на ней происходит синтез углеводов и липидов. Синтезированные на ЭПС вещества заключаются в небольшие пузырьки, доставляются в комплекс Гольджи.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий