Профилактика негативных проявлений взаимодействия подрастающего поколения в киберпространстве

- 14:01Воспитательная работа

В материале автор делится полезными советами, как научить учащихся безопасности в интернете.

 

Элла БЛАШКО,
учитель начальных классов
ГУО «Белицкая средняя школа Лидского района»,
Гродненская область

 

Не нужно бороться с социальными сетями,
боритесь со злом, в них происходящим!
Предупредите тех, кто в опасности!

 

 

Подрастающее поколение и киберпространство. Во времена моей школьной жизни этот вопрос звучал бы как что-то фантастическое. Мы, поколение, воспитанное на книгах «Бронзовая птица», «Тимур и его команда» и добрых сказках по выходным, в нынешнем мире сталкиваемся с другими проблемами в воспитании подростков. Всемирная компьютерная сеть Интернет, как паутина, охватила подрастающее поколение, стала самым крупным и всеохватывающим средством массовой информации. Современные дети не умеют ещё толком разговаривать, зато могут скачивать игры, заказывать пиццу и прочее; проходить по ссылкам и QR-кодам, участвовать в кибертурнирах.

Интернет – это способ разнообразной мгновенной коммуникации, «территория свободы личности», источник актуальной информации и средство гласности, огромный мультимедиаархив, глобальная игровая площадка, онлайн-путешествие по мировым музеям и вход в любую библиотеку мира. Можно перечислять много положительных полезных качеств киберпространства. Вместе с тем хочу констатировать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождением новых проблем. Опасность также неоспорима, как польза и удовольствие от использования интернет-ресурсов, две стороны одной медали.

В Беларуси четко поставлена система безопасности: за безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники интернет-сервисов, на любой яд есть противоядие. В каждой школе есть компьютерный класс, интернетом пользуются школьники на перерывах и во время учебных занятий, школьные сайты тоже защищены от реклам и сайтов, несущих вред психике школьников. Но проблема остается, и, как говорится, признание проблемы – первый шаг к ее решению, ведь ежедневно появляются новые жертвы, чаще всего пострадавшие от собственной неосведомленности. И вот тут как раз мы не должны оставаться в стороне, а обязаны объяснять, обучать школьников, дабы защитить от негативного влияния интернета. Предупрежден – значит вооружен.

Первая и самая важная задача – разработать педагогическую систему, которая научит подростков жить в информационной среде, использовать ее блага и противостоять опасностям. Задача эта, конечно, непростая, и реализация её требует детального изучения проблемы и планомерной подготовки.

У многих школьников пользование интернет-ресурсами ограниченное – социальные сети. Отсюда следует необходимость просвещения в области полезных интернет-ресурсов. Часто школьники задерживаются в сети дольше обычного, забрасывают домашние задания и обязанности, чтобы провести больше времени в сети. Страдает учеба, общее развитие, может появиться интернет-зависимость. Выявленные проблемы требуют поиска путей коррекции психологического поведения при использовании интернет-ресурсов.

Подростки стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что предпочитают интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от интернета вызывает тревогу и эмоциональное возбуждение. Дети «цифрового поколения» стремятся к общению в сети. В межличностном общении зачастую имеют опыт не всегда положительного отношения к себе, сталкиваются с разными видами киберагрессии: флейминг, хейтинг, троллинг, киберсталкинг и кибербуллинг, кибергруминг.

Агрессия в киберпространстве для представителей подрастающего поколения всегда имеет последствия в реальной жизни, так как усиливает их неуверенность в себе, способствует снижению самооценки, приводит к апатии или попыткам суицида. К проявлениям агрессивного поведения можно отнести не только переживаемые эмоциональные состояния, но и когнитивные расстройства личности.

Дети сегодня неплохо подкованы в теории, и даже на практике уже сталкивались с кибермошенниками. Но, к сожалению, распространен стереотип, что их это не коснется, так как у них нечего красть и нечем шантажировать. А ведь чтобы стать жертвой, достаточно лишь подключиться к сети. Дети должны понимать, что злоумышленнику не важно, кто находится по ту сторону экрана, и они могут попасть в опасные для жизни и здоровья ситуации: кибербуллинг, троллинг, скрытая съемка через веб-камеры и впоследствии шантаж. Поэтому здесь не подойдет фраза «меньше знаешь – крепче спишь». Чем раньше ребенок овладеет базовыми правилами пребывания в сети, тем меньше вероятность вышеупомянутых происшествий.

Ещё одна проблема – доступ к нежелательному содержимому. Сегодня дела обстоят таким образом, что любой человек, выходящий в интернет, может просматривать любые материалы. А это и насилие, наркотики, порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от пользователя, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.

Чаще и чаще злоумышленники используют каналы для того, чтобы заставить выдать личную информацию. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты – это замечательный предлог. В некоторых случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи. Общение в интернете предоставляет море свободы. Но даже у моря есть берега – правила, которые помогают посетителям оставаться людьми в условиях анонимности.

Новое веяние – неконтролируемые покупки. Несмотря на то что покупки через интернет пока еще являются экзотикой для большинства, недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

Современный педагог должен уметь оказать помощь ребёнку не запутаться в паутине интернета. На сайте школы, родительских и классных чатах нашего учреждения образования организована поддержка для юных пользователей в интернете: 8 правил, которые помогут ребёнку выйти из трудной ситуации, когда он находится в киберпространстве:

1 Сайт небезопасный, если появилось всплывающее окно с предупреждением, или в строке браузера отображается знак “красный замок”, или антивирусный софт отображает угрозу. Это значит, что сайт, на который вы переходите, сомнительный. Лучше закрыть окно.

2 Молчание – золото. Когда вы одни дома, не стоит об этом писать в своих постах. Неизвестно, кто может воспользоваться этой информацией.

3 Следите за личной информацией, которая попадает в сеть: селфи, видеоролики, провокационные фотографии.

4 “Развиртуализация” бывает крайне опасна. Предпочитайте встречу с реальными друзьями. Виртуальный друг, которого вы знаете только по переписке, может быть небезопасен.

5 У вашего аккаунта в соцсетях должен быть надёжный пароль, который защитит вас и ваших друзей от троллинга и других негативных проявлений.

6 На почту приходят письма с просьбами перейти по ссылке. Помните: не все ссылки ведут туда, куда нужно, особенно если они от незнакомых вам отправителей или подозрительных сайтов.

7 Не стоит подключаться к wi-fi в кафе, транспорте, музеях. Можно попасть в сеть мошенника, который будет пропускать весь ваш трафик через свою систему и собирать логины, пароли, личную информацию.

8 Когда онлайн-игра просит оплатить дополнительные услуги: жизни, броню “живыми” деньгами, не делайте этого. Вы рискуете стать жертвой.

С целью профилактики негативных проявлений взаимодействия подрастающего поколения в киберпространстве даёт положительный эффект проведение классных часов со следующей тематикой: «Ловцы душ стремительно осваивают современные компьютерные технологии Internet» (беседа о сектах, суицидальных сообществах и т.д.), «Интернет-зависимость – причины и последствия», «Преступники в интернете: что можно сделать для снижения опасности» (с использованием рекомендаций школьного сайта и интернет-ресурсов), ролевые игры, ситуационные задачи, задания, когда учащиеся осваивают полученные знания и рекомендации и на практике отрабатывают способы выхода из сложной ситуации, которая может произойти с каждым из них.

Например: игра «Трансформеры: Бамблби. Защитник» от «Лаборатории Касперского» поможет подросткам прокачать навыки в сфере информационной безопасности (Подростки должны будут стажироваться в Лаборатории и обучаться навыкам кибербезопасности).

Неизменно заканчиваю своё выступление перед детьми по этой тематике словами Германии Кент (американская журналистки, телеведущей, бывшей королевы красоты, актрисы, бизнесвумен, продюсера, филантропа и писательницы): «Однажды вы оглянетесь назад и вспомните все время, которое вы провели в социальных сетях, и удивитесь, почему вы не инвестировали это время в другое место», – что заставляет их задуматься.

Необходимо, чтобы родители стали для своих детей старшими, мудрыми и опытными друзьями, которым они могут доверять. Важно, чтобы родители были непосредственно вовлечены в онлайн-жизнь своих детей. Это не значит, что нужно жестко контролировать каждый их шаг, переписку, историю просмотра страниц и так далее. Даже если ребенок уже достиг возраста «цифровой свободы», позаботиться о его кибербезопасности будет нелишним. Ну а о детях помладше и говорить не приходится – им абсолютно точно необходима экспертиза взрослых в непростой теме сетевой безопасности.

Целесообразно предложить родителям вопросы о безопасности ребёнка в интернете, освещающие круг угроз, встречающихся наиболее часто в интернете, как тему для родительских собраний и информацию для обсуждения в чатах. Например: «Использование Family Link» (позволяет узнать, какие приложения чаще всего открывает ребенок и сколько времени в них проводит. С его помощью можно настроить длительность пользования устройством и удаленно блокировать его) и других современных программ:

– Kids Place – отображает только разрешенные взрослым приложения; защищает от покупок и загрузки новых приложений; блокирует входящие и исходящие звонки.),
– Mobile Fence – блокирует нежелательные сайты, устанавливает время пользования устройством, определяет местонахождение владельца; в специальных отчетах родители могут увидеть все действия ребенка на устройстве);
– Avast AntiTrack – позволяет скрыть информацию от рекламодателей и злоумышленников; блокирует попытки сбора информации о пользователе и нежелательную рекламу и т. д.

Конечно, безопасность подрастающего поколения в интернете будет обеспечена благодаря тесному сотрудничеству преподавателя и родителей. Использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же, как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве этих средств можно помочь детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от пагубного влияния.

«В мире алгоритмов, хэштегов и подписчиков знайте истинную важность человеческого общения», – Сими Фромен.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий