Предложенный методический материал является победителем
республиканского конкурса инновационных проектов
«Педагогический форум идей – 2020»
Людмила АЛЕСЮК,
методист Гродненского районного
центра творчества детей и молодежи
Вступительное слово
Сегодня выпускникам школ недостаточно иметь только предметные компетенции, потому что в ближайшем будущем они будут определять благосостояние страны и ее потенциал в экономической, научной и культурной сферах жизни. Одной из форм работы, позволяющей образовательным учреждениям решить проблему, является деятельность образовательных бизнес-компаний.
Учебная бизнес-компания – это бизнес-лаборатория для учащихся, в результате которой они получат теоретические знания в области экономики, практические навыки и умения в области предпринимательства. Участие в бизнес-кампании может помочь студентам профессионально самоопределиться.
Сегодня в учебных заведениях Гродненского района действуют 13 предприятий образовательного бизнеса. Основное направление деятельности – декоративно-прикладное искусство. Учащиеся также занимаются растениеводством и оказывают услуги населению в виде полиграфических и фотографических услуг. Сейчас в акциях принимают участие 125 юношей и девушек.
В этом учебном году учащиеся четырех коммерческих обществ из Поречской, Путрышковской, Квасовской общеобразовательных школ и школы № 2 Скиделя приняли участие в областном фестивале деловых предприятий, учащиеся Квасовской средней школы – в республиканском конкурсе «Денежное дело», ученики Поречской и Гожской школ стали победителями республиканского конкурса бизнес-идей и проектов «Ступени успеха».
Мы не стремимся сделать всех ребят предпринимателями. Но понимание студентами целей и принципов организации бизнеса, особенностей их применения на практике позволяет воспитать творческое, инициативное и ответственное поколение.
Для того чтобы у подростков появился интерес к экономике, необходимо формировать предпринимательское мышление школьников с раннего возраста через занятия по интересам, познавательно-игровые программы, участие в конкурсах, акциях и других тематических мероприятиях. Во время летних оздоровительных кампаний было бы хорошо спланировать тематические дни финансового образования, предпринимательского успеха, пригласить успешных предпринимателей поговорить с детьми, посетить бизнес-центры и прибыльный бизнес. Постепенно маленькие шаги должны вовлекать детей и молодежь в бизнес-образование.
Предлагаю методический материал: тематический день в оздоровительном лагере.
Программа образовательного тематического дня разработана в игровой форме. Занимательные задания способствуют формированию финансового сознания, развитию мышления и памяти.
Программа предназначена для организации и проведения тематического дня в любом из видов лагерей для учащихся 8–12 лет.
Материал адресован педагогам-организаторам, культорганизаторам, педагогам дополнительного образования и педагогическим работникам, работающим с учащимися по данной теме.
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ
ЧАСТЬ 1
Познавательно-игровая программа
Текст ведущих сопровождается мультимедийной презентацией.
Звучит сигнал «Внимание». Выходят ведущие.
Ведущий 1 |
Здравствуйте, дорогие друзья! |
Слайд 1 |
Ведущий 2 |
Добрый день! Мы рады приветствовать вас! |
|
Ведущий 1 |
Сегодня мы приглашаем вас вместе с нами провести время. Наша программа называется: «#MoneyБизнесСТАРТ». |
|
Ведущий 2 |
Какое слово у вас ассоциируется со словом «мoney», «бизнес»? Дети предлагают варианты ответов. Правильно! Сегодня мы поговорим о деньгах, вы узнаете много интересного! |
|
Ведущий 2 |
Что тут узнавать? Деньги – это такие бумажки и железки, за которые можно что-нибудь купить… |
|
Ведущий 1 |
А ты знаешь, как и откуда появились деньги? |
|
Ведущий 2 |
Конечно, из шкатулки маминой… |
|
Ведущий 1 |
Тоже мне, шутник. Я думаю, нашим ребятам будет интересно узнать, откуда и как появились деньги. |
|
Ведущий 1 |
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации… |
Слайд 2 |
Ведущий 2 |
…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. У одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца! А у другого – наоборот. |
Слайд 3 |
Ведущий 1 |
И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – соль, а ты мне – мясо. Ведущие производят обмен чем-либо. |
Слайд 4 |
Ведущий 2 |
Так появился бартер – предшественник современных денег. |
|
|
На м/м: Бартер – обмен товарами или услугами. |
|
Ведущий 1 |
Каждый из вас, посмотрите сейчас на фишки, которые вы получили при входе в зал. На одной (зеленой) фишке нарисована картинка. Это тот товар, который, предположительно, есть у вас. На другой фишке (красной) нарисовано то, что следует получить в обмен на ваш товар. Фишки составлены таким образом, что обмен может состояться не только напрямую (обмен между двумя людьми), но может быть и через посредника (обмен между тремя, четырьмя участниками). Ваша задача: найти необходимого человека с нужной фишкой, то есть совершить обмен – бартерную сделку. |
Слайд 5 |
|
Учащиеся получают фишки с надписями или изображениями: Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар. Игра: дети могут передвигаться в пределах аудитории. Они ищут нужный предмет, товар и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись (или не состоялись), проходит обсуждение |
|
Ведущий 2 |
Ну что, ребята, ваше время истекло. Поднимите, пожалуйста, руки, кто совершил бартер? Тем, кто справился с заданием, вручаются «денежки-медали» Какие возникают трудности в таком обмене? Выводы по игре: |
|
Ведущий 1 |
А вы меняетесь с друзьями в школе? Наклейками, ручками, ластиками, карточками для игры, заколками, игрушками… |
|
Ведущий 2 |
Меняетесь. Обмен – это что? |
|
Ведущий 1 |
Правильно – бартер, вы совершаете бартерную сделку. |
|
Ведущий 2 |
Всем хорош бартер, но иногда он никак не может помочь. Как быть, если охотник за зайцами хочет получить мешок сушеных ягод, но собирателю ягод не нужен заяц? Выходит, поменяться они никак не могут. Чтобы справляться с подобными ситуациями, люди и придумали деньги. Сначала их роль выполняли разные предметы – камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно или соль. Потом появились монеты, а следом – и бумажные деньги. |
|
Ведущий 1 |
Деньги – особый универсальный товар, используемый при обмене. |
|
Ведущий 1 |
История возникновения монет – очень давняя. Первые из них были отчеканены в 7 веке до нашей эры в древнем государстве Лидия (сегодня – территория Турции). Люди использовали золото и серебро, которые не ржавеют и не стираются. Потом стали использовать не такой дорогой металл, например – медь. |
Слайд 6 |
Ведущий 2 |
Сначала на Руси использовали заграничные монеты, а потом стали чеканить свои – гривны. Гривну можно было разрубить на несколько частей и получить монеты меньшего достоинства. От слова «рубить» и появилось современное название рубль. |
Слайд 7 |
Ведущий 1 |
Ребята, я думаю, каждый из вас держал в руках монеты. Так ведь? А скажите, сколько сторон у монеты? Правильно, две. А как они называются, кто знает? |
|
|
Если кто-то называет, ему вручаются «денежка-медаль». На м/м изображены монеты с двух сторон |
|
Ведущий 2 |
У каждой монетки, как и у каждой медали, имеется две стороны. Лицевая, главная из них, называется аверсом. Оборотная – реверсом. На аверсе монеты чаще всего размещается герб страны, иногда – портрет какой-либо исторической личности или даже действующего короля или королевы. На реверсе монеты есть цифра, которая обозначает её стоимость – номинал, например, «1 копейка», «10 копеек», «1 рубль». Любая монета может рассказать о стране, в которой была выпущена, очень многое. |
Слайд 8 |
|
ИГРА «АВЕРС-РЕВЕРС» |
|
Ведущий 1 |
А сейчас, внимание – на экран (на экране изображены монеты, дети произносят названия их сторон), какая сторона изображена? |
Слайд 9 |
Ведущий 2 |
Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили: номинальная сторона – реверс, сторона, где изображен герб – аверс. А знаете ли вы, какая монета самая маленькая в нашей стране? Правильно, копейка. А почему она так называется? |
Слайд 10
|
|
Если кто-то отвечает, ему выдается «денежка-медаль» |
|
Ведущий 1 |
По одной из версий, на первых монетах был изображен воин с копьем. От слова «копье» и произошло слово «копейка». |
|
Ведущий 2 |
Металл – очень прочное вещество. Но тяжеловатое. Носить много металлических денег с собой неудобно. И не безопасно. Их стали сдавать на хранение мастерам, у которых были кладовые. А те выдавали бумажные квитанции, мол, и правда, у Иванова есть столько-то монет. Скоро эти бумажки стали использовать при расчетах. |
|
Ведущий 1 |
Первые деньги современного вида появились в Китае в 910 году до нашей эры. Это были специальные сертификаты, которые легко обменивались на золотые или серебряные монеты. В Европу бумажные деньги завезли путешественники в конце 17 века. Но только через 100 лет на деньгах стали печатать цифры – то, сколько они стоят. У каждой страны есть свои деньги. Эти деньги разных видов, форм и расцветок. |
Слайд 11
|
Ведущий 2 |
Так, в США – американский доллар, в Грузии – грузинские лари, на Кубе – песо, в Монголии – тугрики, на Украине – гривны, в Бразилии – реалы, а в Болгарии – левы. Денежная единица Республики Беларусь – белорусский рубль. Белорусские деньги появились почти 30 лет назад. Самым первым платёжным средством, выпущенным в Беларуси, были купоны. Они печатались листами немного меньше, чем ученическая тетрадка. На одной странице помещалось 28 купонов различного номинала. А в 1993 году в оборот вошли банкноты, выпущенные Национальным банком Республики Беларусь. На них были изображены животные. На банкноте в один рубль был изображён заяц, поэтому наши деньги до сих пор иногда называют «зайчиками». |
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
|
Ведущий 1 |
Давайте внимательно посмотрим на сегодняшние наши купюры, что ты видишь (обращаясь к ведущему)? |
Слайд 16
|
Ведущий 2 |
Ну, цифры: пять, десять, двадцать… |
|
Ведущий 1 |
Правильно. Это их номинал – то, сколько стоит купюра. А что ещё видишь? Смотри, по рисункам на деньгах можно провести экскурсию по Беларуси. Вот на купюре в сто рублей – старинный замок Радзивилов в Несвиже. Был там? |
|
Ведущий 2 |
Нет! |
|
Ведущий 1 |
О, там теперь музей! Походишь по его залам – и как бы возвращаешься лет на триста назад. |
|
Ведущий 2 |
Интересно. А вы ребята были в Несвиже? Когда поедете – возьмите меня с собой, пожалуйста. Но все же, что изображено на деньгах? |
|
|
Тому, кто отвечает – выдаётся «денежка-медаль». |
|
Ведущий 1 |
Самая крупная купюра 500 рублей. На лицевой стороне – Национальная библиотека. На обратной стороне – композиция на тему литературы: перо, чернильница, книга, а также цветок и ветка папоротника (Символизируют г. Минск). |
Слайд 17
|
Ведущий 2 |
200 рублей – Могилевский областной художественный музей имени П.В.Масленникова. На оборотной стороне – коллаж на тему градостроительства и ремесел: печать Могилева и золотой ключ, изразец, кованая решетка, изображения домов (Могилевская обл.). |
Слайд 18
|
Ведущий 1 |
100-рублевая купюра: Замок Радзивиллов в Несвиже – памятник архитектуры 16 столетия. На обороте – музыкальные инструменты, слуцкие пояса, кукольный театр «Батлейка», коза и «калядная зорка». Общая тема – этнография, народные праздники (Минская обл.). |
Слайд 19
|
Ведущий 2 |
50 рублей – на лицевой стороне: Мирский замок – памятник архитектуры 16 столетия. На обороте – композиция на тему искусства: перо, бумага, лира, ноты и лавровые ветви (Гродненская обл.). |
Слайд 20
|
Ведущий 1 |
20 рублей. На лицевой стороне: Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле – памятник архитектуры 18–19 столетий. На обратной стороне – колокол, Туровское Евангелие, резьба, виды Турова в древности. Общая тема – духовность (Гомельская обл.). |
Слайд 21
|
Ведущий 2 |
10 рублей. На лицевой стороне: Спасо-Преображенская церковь в Полоцке. Образец древнеполоцкого зодчества 12 столетия, современница святой Ефросиньи Полоцкой. Главная тема оборотной стороны – просветительство и книгопечатание. Изображены: Крест Ефросиньи Полоцкой, книги, печать Франциска Скорины. Цвет купюры ближе к голубому с золотистым (Витебскаяя обл.). |
Слайд 22
|
Ведущий 1 |
5 рублей – самая мелкая из купюр. На лицевой стороне – Белая вежа в Каменце (Брестская область) – оборонительное сооружение 13 века. Обратная сторона банкноты посвящена древней славянской истории, изображены колесо, кожаный пояс, реконструкция древнего укрепленного поселения «Берестье». |
Слайд 23
|
Ведущий 2 |
На каждой купюре – свой рисунок. Это делают, чтобы не перепутать их. Изображения для банкнот разрабатывают художники, которые трудятся над их дизайном. |
Слайд 24
|
Ведущий 1 |
У каждой банкноты есть защитные знаки. Они помогают понять, настоящая купюра у вас или подделка. Самый простой способ это определить – посмотреть купюру на просвет. На белом фоне сбоку должны быть водяные знаки. Еще на купюре видна металлическая нить – полоска фольги. Запомните – это важно знать, чтобы не быть обманутым. |
|
Ведущий 1 |
Скажите, а вы, знаете, откуда берутся деньги? |
|
Ведущий 2 |
Конечно, можно найти клад! |
Слайд 25 |
Ведущий 1 |
Возможно – выиграть в лотерею! |
|
Ведущий 2 |
Получить наследство богатых родственников… |
|
Ведущий 1 |
Правда, случается всё это очень редко. Обычно, взрослые зарабатывают деньги на работе. Работы бывают разные. |
|
Ведущий 2 |
Скажите, кем работают ваши родители? |
|
Ведущий 1
|
Одни взрослые лечат людей, другие – пишут компьютерные программы, третьи – строям дома. За свою работу взрослые получают деньги – заработную плату. Зарплаты у всех тоже разные. Если работа опасная (например, мытьё высоких стеклянных зданий), или очень сложная (проектирование межпланетной ракеты), или очень ответственна (как у хирургов, которые делают операции на сердце), за неё платят больше. |
|
Ведущий 2 |
Дети зарплату не получают. Чтобы работать и получать зарплату, сначала нужно окончить школу и получить специальность в колледже или университете. |
|
Ведущий 1
|
Сегодня, трудно себе представить жизнь современного человека без денег. Но решают ли деньги все проблемы в жизни человека? |
|
Ведущий 2 |
Давайте порассуждаем с вами на эту тему. |
|
|
Ведущие проводят упражнение «Прими решение» Цель упражнения в том, чтобы выразить согласие или несогласие с определенными утверждениями о деньгах и встать рядом с соответствующей надписью. Необходимо сказать, что это упражнение требует от участников уважения взглядов других людей, а также того, чтобы они думали сами за себя и самостоятельно принимали решения, а не следовали мнению других. |
Слайд 26
|
Ведущий 1
|
Обратите внимание, на одной стене аудитории прикреплена таблички со словом «Согласен», на другой – «Не согласен». На третьей – помещена табличка со словами «Затрудняюсь ответить». Ваша задача, после прочтения одно из утверждений подойти к соответствующей табличке, в зависимости от того, согласны вы с утверждением, не согласны или же затрудняетесь ответить. |
|
Ведущий 2 |
Ведущие поочередно произносят утверждения. «У людей с деньгами больше друзей». Дети подходят к табличке, которая соответствует их мнению. Задача ведущего объяснить участникам необходимость быть восприимчивым к новым идеям и меняющимся точкам зрения. Следует спросить: не желает ли кто-нибудь поменять свое решение после того, как выслушал мнения других участников. Спросите их, почему они поменяли свою точку зрения: из-за давления сверстников или благодаря услышанным доводам. Затем прочтите следующее утверждение и проделайте с ним такую же процедуру. — Деньги могут решить все проблемы. — Богатые люди должны помогать менее обеспеченным. — Брать деньги в долг – это неправильно. — Люди покупают больше, чем им в действительности необходимо. — Бедные люди потому, что они ленивые. |
|
Ведущий 1
|
Молодцы, я вижу, вы очень умные дети: рассуждаете, как грамотные, взрослые люди! |
|
Ведущий 2 |
Постой, я слышал, что можно работать с 14 лет! |
|
Ведущий 1
|
Совершенно верно! В нашей стране дети могут официально работать и зарабатывать заработную плату с 14 лет. Но пока нам дают деньги на карманные расходы наши родители из своей зарплаты. |
Слайд 27 |
Ведущий 2
Ведущий 1
|
Но все же, сегодня на нашем мероприятии тоже можно заработать – заработать своим умом и сообразительностью. Некоторые из вас уже заработали определенное количество «денежек-медалей». Смотрите, не потеряйте, они вам ещё пригодятся! А как именно, вы узнаете во второй части нашей программы! Встретимся с вами после обеда! |
|
ЧАСТЬ 2
Интеллектуальный квест
Учащиеся встречаются в условном месте. Распределяются на 6 групп (команд). Количество участников должно быть равным в каждой группе. Команды придумывает себе название и получает маршрутный лист, на котором указана очередность прохождения станций (Приложение 1).
Организована работа шести зон/станций:
1) «Экономический алфавит» (Приложение 2).
2) «Супермаркет» (Приложение 3).
3) «Отвечай-ка» (Приложение 4).
4) «Ребусы» (Приложение 5).
5) «Экономика в литературе, песнях, фильмах» (Приложение 6).
6) «Биндибон – головоломка» (Приложение 7).
На каждой станции находится инструктор, который дает задание команде. После выполнения задания, инструктор производит запись в маршрутном листе с указанием правильных ответов/выполненных заданий на этой станции. Подтверждает данные своей подписью и выдаёт пазл, который является 1/6 составляющей итоговой фразы тематического дня (Приложение 8).
На прохождение каждой станции отводится 10/15 минут. По определенному сигналу команды должны покинуть станцию и перейти на другую указанную в маршрутном листе.
Задачи:
— выполнить задания на каждой станции;
— собрать кодовую фразу тематического дня.
ЧАСТЬ 3
Заключительный этап
После прохождения всех станций команды собираются в указанном месте. Здесь же расположена выставка денежных знаков, которую представляет приглашенный на мероприятие нумизмат.
После сигнала «Внимание», ведущие просят капитанов команд назвать баллы, которые команды набрали при прохождении интеллектуального квеста. Затем прибавляют команде количество баллов по количеству «денежек-медалей» в результате работы первой части программы, если в команде есть такие участники. Ведущий записывает и уточняет, какие трудности были вызваны с прохождением данной станции. Инструкторы станций поясняют, дают ответы на вопросы. Анализируют каждый этап. Затем отправляются на подведение итогов: подсчитывают баллы, выписывают грамоты.
Ведущий предлагает вспомнить понятия и определения, с которыми учащиеся познакомились сегодня.
Ведущий 1: |
А сейчас, давайте вместе вспомним определения и понятия, с которыми вы сегодня познакомились. На экране написаны определения, надо к ним подобрать понятия Обмен товарами или услугами – Бартер. |
Ведущий 2 |
Молодцы! У вас отличная память! Когда окажетесь дома, обязательно проверьте своих родителей: знают ли они, как и где появились деньги, откуда появились слова «копейка» и «рубль», совершают ли ваши родители бартерные сделки? |
Ведущий 1: |
А теперь скажите, все ли пазлы собраны? У каждой ли команды есть 6 частей составляющих фразу? |
Ведущий 2 |
И сейчас говорим все вместе, хором кодовую фразу нашего мероприятия. Дети произносят хором: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!» |
Ведущий 1: |
Молодцы, какие вы все дружные! Ведь очень важно, когда у человека есть надежный друг! С хорошим другом – любую трудность можно преодолеть. |
Ведущий 2 |
И на сцену для оглашения результатов мы приглашает членов жюри. Команды-победители награждаются грамотами и призами. |
Приложение-1 Приложение-2 Приложение-3 Приложение-4 Приложение-5 Приложение-6 Приложение-7 Приложение-8