Неделя иностранных языков – это всегда яркое событие в жизни школы, ведь активные и креативные учащиеся всех классов, независимо от уровня их знаний иностранного языка, вовлечены в онлайн-игры, викторины и марафоны, веб-квесты и квизы, конкурсы и выставки! Мероприятия недели в средней школе № 22 Гродно проходили на переменках, на внеклассных мероприятиях, в форме нетрадиционных уроков, что вызвало гораздо больший интерес и мотивацию у детей к изучению языка.
Вся неделя была посвящена творчеству иностранных писателей-юбиляров. А поскольку в нашей школе изучается два иностранных языка, то и писателей немецко- и англоязычных было в два раза больше: А.Милн, Дж.Лондон, Л.Кэролл, Р.Киплинг, В.Скотт, Э.Гофман, братья Гримм и другие.
Мероприятия недели начались с онлайн-знакомства «Юбиляры 2021 года». Учащиеся вспомнили известных с детства писателей стран изучаемых языков, юбилей которых отмечается в 2021 году, а также их произведения.
Литературная гостиная «Волшебный мир братьев Гримм» вдохновила учеников 4–7-х классов на активное участие в конкурсах, разгадывание кроссвордов, выполнение различных творческих заданий. Герои сказок братьев Гримм знакомы детям по книгам, мультипликационным и художественным фильмам с ранних лет.
Используя мобильный сервис learningapps.org., учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов показали свои знания английского языка в мобильной онлайн-викторине «Загадки Винни Пуха». Жители Волшебного леса – ослик Иа и мудрая сова – помогали ребятам найти правильные ответы.
Квест-игра «Весь этот мир – шахматы: одна большая-пребольшая партия», посвящённая 150-летию книги Л.Кэролла «Алиса в Зазеркалье» была проведена для учащихся 7–9-х классов. Ребята проходили этапы квеста, выполняя различные задания. Необходимо отметить, что задания предполагали развитие математической, финансовой, читательской и естественнонаучной грамотности участников.
Небольшое отступление. Республика Беларусь впервые участвовала в исследовании PISA в 2018 году. Исследование PISA ставит целью определить уровень компетентностей. То есть способность учеников использовать умения, полученные в школе, в различных жизненных ситуациях. Переход к компетентностному обучению прописан в статье 91 Кодекса об образовании Республики Беларусь. При этом PISA исследует не только способности учащихся усваивать и применять школьные знания, но и их «гибкие навыки», которые становятся все более и более важными в современном мире и которые мы как современные педагоги должны развивать и у себя, и у учащихся. Таким образом, учитель, составляя задания для квестов, квизов, ребусов и других форм, не только работает с детьми в новом формате, но и сам учится.
Задания всех этапов квеста «Шахматная страна», «Математический батл», «Криптография», «Зеркальная книга», «Сад живых цветов» были направлены на развитие именно этих компетенций и навыков.
Мероприятие в 4 «А» классе, посвящённое 155-летию Р.Киплинга, автора «Книги джунглей» было направлено на взаимоотношения человека и природы, где главный герой Маугли – получеловек, полуволк, находится на рубеже между двумя мирами. Целью этого мероприятия являлась не столько проверка знаний иностранного языка, сколько создание условий для формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, имеющего установку на приоритетность задач сохранения жизни на Земле, спасения человечества от экологических катастроф.
Творческий конкурс «Джей Гэтсби приглашает» предложил учащимся попробовать себя в роли иллюстраторов книг. И, несмотря на то что Масленица прошла несколько дней назад, учащиеся 8 «А» класса попытались ещё раз позвать весну. Они перенеслись на празднование Масленицы в другие страны, сделали свои первые иллюстрированные «масленичные» книги.
Интеллектуальный турнир на немецком языке Goethe VS Schiller для старшеклассников завершил неделю иностранных языков.
Такие мероприятия помогают поддерживать интерес, повышать мотивацию к изучению иностранных языков и играют большую роль в образовательном и воспитательном процессах. От нашего с вами, коллеги, понимания значимости формирования этих навыков и компетенций, зависит не только успех в познавательной и практической деятельности учащихся «цифрового века», но, в определенной мере, вероятность их социальной адаптации, социализации и конкурентоспособности в условиях современного информационного общества.
Неделя иностранного языка явилась ярким и интересным событием в жизни школы, продемонстрировала высокий творческий потенциал учащихся, яркую творческую индивидуальность отдельных проектов и высокий профессионализм учителей иностранных языков.
Юлия КОМИССАРОВА,
учитель иностранных языков
средней школы № 22 Гродно