Обобщение изученного о наречии. 7 класс

- 21:06II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

 

Татьяна ЕРЕМИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Субочский УПК детский сад – средняя школа»
Волковысского района,
Гродненская область

 

 

Класс: 7.

Тема: Обобщение изученного о наречии.

Цель: обобщение и систематизация знаний и учащихся о наречии; закрепление умений находить наречия в тексте, образовывать формы степеней сравнения, определять синтаксическую роль наречий; закрепление навыка разграничения наречий и омонимичных форм; формирование навыков самоконтроля; развитие навыков работы в группе; обогащение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий; создание условий для развития творческих способностей учащихся; выработка орфографических и пунктуационных навыков; формирование культуры речи учащихся, воспитание интереса к русскому языку и литературе, народным обрядам и традициям, любви к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал: карточки с тестовыми заданиями, карточки с заданиями для игры, листы индивидуальных достижений, картинки для проведения рефлексии.

 

Ход урока

I Организация начала урока

Ребята, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе проведём урок!

– Я надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.

 

II Актуализация знаний учащихся

     1 Чтение стихотворения учащимся.

– Посмотрите внимательно на экран и выразительно прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева (см. слайд № 1).

      Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

– Определите тему стихотворения. (Наступление весны).

– Каким настроением пронизано стихотворение?

– Какие ассоциации возникают у вас со словом весна?

– Желаю, чтобы эти чувства, впечатления, это настроение было не только на нашем уроке, а было всегда в ваших сердцах.

 

     2 Работа с выделенными словами

– Обратите внимание на выделенные в стихотворении слова. Что это за слова? Почему выделены именно эти слова, а не другие?

 

     3 Объявление темы урока (Демонстрация слайда № 2)

 

     4 Формулирование задач урока.

 Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске:

Обобщить…
Закрепить…
Обогащать…

(Ответы детей: обобщить и систематизировать знания об изученных признаках наречия, которыми оно отличается от других частей речи; закрепить умения и навыки в правописании наречий; обогащать, расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий)

– Сегодня на уроке мы будем не просто вести беседу о наступлении весны, ее признаках, а систематизируем и обобщим знания по изученной теме.

– Какая часть речи называется наречием? (После ответов учащихся демонстрируется слайд № 3)

   

      5 Составление кластера (Работа в группах)

– Мы будем составлять кластер, главное слово в котором – наречие. (См. образец заполнения.)

– Работать будем в группах. Каждая группа получит карточку с названием определённой темы. Необходимо раскрыть эту тему и привести примеры.

          1-я группа – разряды наречий по значению.

          2-я группа – формы степеней сравнения наречий, синтаксическая роль.

          3-я группа – правописание наречий, способы образования наречий.

 

III Осмысление

     1 Работа с текстом (на слайде)

– Я предлагаю вам внимательно послушать текст. Ваша задача: определить тему, стиль и тип речи.

Весна

Весной природа постепенно просыпается от зимнего сна. (Слайд № 4). Еще не зазвенели, не зажурчали ручьи, но солнце светит по-весеннему ярко, и медленно начинает таять снег. (Слайд № 5). Небо потихоньку освобождается от тяжелых холодных туч и становится ярким, густо-синим. (Слайд № 6). Солнышко поднимается все выше и выше и уверенно посылает на землю свои ласковые лучи. (Слайд № 7). Появляются первые проталины. Тихо дует весенний ветерок. (Слайд № 8). Никакие снега, туманы, ветра и метели не в силах сдержать весну. (Слайд № 9).

Ответ: Стиль текста – художественный, тип речи – описание. Тема текста – наступление весны.

 

     2 Распределительный диктант (Слайд с текстом № 10).

Весна

Весной природа постепенно просыпается от зимнего сна. Еще не зазвенели, не зажурчали ручьи, но солнце светит по-весеннему ярко, и медленно начинает таять снег. Небо потихоньку освобождается от тяжелых холодных туч и становится ярким, густо-синим. Солнышко поднимается все выше и выше и уверенно посылает на землю свои ласковые лучи. Появляются первые проталины. Тихо дует весенний ветерок. Никакие снега, туманы, ветра и метели не в силах сдержать весну.

– Наречия, которые присутствуют в тексте, необходимо распределить в таблицу по значению.

Определительные

Обстоятельственные

качест-венные

образа
действия

меры и степени

места

времени

причины

цели

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка выполнения. (Демонстрируется слайд № 11).

Самопроверка

Весной – обстоятельственное, времени;
постепенно – определительное, образа действия;
еще – определительное, меры и степени;
по-весеннему – обстоятельственное, образа действия;
ярко – определительное, качественное;
медленно – определительное, образа действия;
потихоньку – определительное, образа действия;
выше – определительное, качественное;
уверенно – определительное, качественное;
тихо – определительное, качественное.

 

     3 Физминутка

Ребята, вы, наверное, устали?
Тогда давайте быстрее встанем.
Руки вверх поднимем.
Потянемся высоко
И вздохнем глубоко!
Чуть-чуть попятимся назад,
А теперь шагнем вперед.
Опустим потихоньку руки.
Нам сегодня не до скуки!
Все! Закончилась физкультминутка –
На уроке будем слушать чутко!

Задание к тексту физкультминутки: Какие наречия указывают на последовательность действий? А какие помогают характеризовать эти действия?

 

     4 Задание «Редактор»

– Теперь мы с вами переходим к рубрике «Народная мудрость». Люди испокон веков предсказывали погоду по определённым признакам, наблюдениям, изменениям в природе. С некоторыми народными приметами мы сегодня познакомимся. (Демонстрируется слайд № 12).

Длинные сосульки – весна наступит… (поздно).

Вороны садятся на верхушки деревьев – будет… (тепло), рассаживаются на ветках – … (холодно).

Рано прилетят жаворонки – весной будет… (тепло).

Прилетели птицы, но долго не щебечут – еще будет… (холодно).

Гром ранней весной – будет… (холодно).

Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно – летом будет… (сухо).

На Евдокию (14 марта) хорошая погода – летом будет… (тепло).

Историческая справка (сообщение учащегося):

Народный праздник Авдотья Весновка, Овдотья Плющиха, Евдокия Свистунья отмечается 14 марта. В православном календаре это дата почтения памяти преподобной мученицы Евдокии Илиопольской, игуменьи, которая помогала странникам, нищим, сиротам.

В народе с этого числа начиналось пение веснянок. За такой обряд день получил прозвище «Весновка». Название «Плющиха» дано в честь льдов, которые плющатся, раздавливаются в этот день. Прозвище «Свистунья» получено из-за того, что в это время начинают со свистом гулять весенние ветры. Звери и птицы встречают весну радостными звуками, среди которых присутствует свист.

На Авдотью Весновку принято подниматься на пригорки или крыши и петь веснянки. Этой почетной миссией занимаются дети и девушки, реже – женщины. Почетная она потому, что веснянка – это призыв весны, который считается у славянских народов своеобразным заклинанием.

Начинается сезон полевых работ.

 

     5 Задание на образование форм степеней сравнения наречий

– Выпишите из предложений два качественных наречия и образуйте формы степеней сравнения.

 

     6 Игра «Орфографическая эстафета» (по группам)

Участники: корреспонденты, писатели, редакторы. (Трём группам учащихся предлагаются карточки, на которых записаны словосочетания с наречиями.)

Повернуть (на)право, сказать (в)насмешку, думать (по)иному, стрелял вовсе (не)отлично, шаги (в)низ, рассердиться отчего(то), идти бок(о)бок, приехать (из)далека), идти (еле)еле, говорить (в)пустую, действовать (в)открытую, любить (по)настоящему, запомнить (крепко)накрепко, улететь (в)высь, идти (на)ощупь.

Задания для групп

Корреспонденты – выписать наречия, которые пишутся слитно.

Писатели – выписать наречия, которые пишутся раздельно.

Редакторы – выписать наречия, которые пишутся через дефис.

Проверка (Слайд № 13).

Орфографическая эстафета

Корреспонденты: повернуть направо, шаги вниз, приехать издалека, говорить впустую, улететь ввысь.

Писатели: сказать в насмешку, стрелял вовсе не отлично, идти бок о бок, действовать в открытую, идти на ощупь.

Редакторы: думать по-иному, рассердиться отчего-то, идти еле-еле, любить по-настоящему, запомнить крепко-накрепко.

 

     7 Тестовые задания

Вариант 1

  1. Отметьте правильное утверждение.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает…

а) признак действия;
б) признак другого признака или предмета;
в) признак предмета;
г) действие предмета.

  1. Отметьте наречия образа действия:

а) бережно;
б) очень;
в) кубарем;
г) по-иному.

  1. Отметьте наречия причины:

а) спросонья;
б) нарочно;
в) в насмешку;
г) почему-то.

  1. Отметьте наречия, которые образовались от прилагательных:

а) красиво;
б) дружески;
в) впустую;
г) утром.

  1. Отметьте наречия, которые пишутся слитно:

а) (со)зла;
б) (с)горяча;
в) (на)смех);
г) (не)зачем.

 

Вариант 2

  1. Отметьте ошибочное утверждение.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает…

а) признак действия;
б) признак другого признака или предмета;
в) признак предмета;
г) действие предмета.

  1. Отметьте наречия цели:

а) специально;
б) умышленно;
в) нарочно;
г) издавна.

  1. Отметьте наречия степени:

а) долго;
б) много;
в) слишком;
г) бережно.

  1. Отметьте наречия, которые образовались от существительных:

а) утром;
б) весной;
в) однажды;
г) далёкий.

  1. Отметьте наречия, которые пишутся раздельно:

а) (в)пустую;
б) (на)память;
в) (на) смех;
г) (из)далека.

          Ответы (на доске)

Вариант 1: 1 – а, в; 2 – а, в, г; 3 – а, г; 4 – а, б, в; 5 – б, г.
Вариант 2: 1 – в, г; 2 – а, б, в; 3 – б, в; 4 – а, б; 5 – б, в.

 

     8 Составление синквейна

– Подведем итог нашей работы на уроке, сделаем это при помощи составления синквейна. Слово, которое вы возьмете за основу, обсудите в своих группах; это может быть слово, которое передает ваши чувства, впечатления, эмоции, знания.

Образец

Весна.
Теплая, ласковая.
Наступила, согрела, приласкала.
Радость.

 

IV Рефлексия

     1 Работа с фразеологизмами

– Прочитайте словосочетания на доске. Как называются эти неделимые словосочетания? (Фразеологическими оборотами). Дайте им объяснение, подобрав соответствующие наречия.

Работать засучив рукава (горячо, отлично)
Работать не покладая рук (усердно, плодотворно)
Слушать во все уши (внимательно)
Просидеть воды в рот набрав (молча)
Слушать краем уха (невнимательно)
Работать спустя рукава (плохо)

 

          – Предлагаю оценить свою работу на уроке. (Учащимся раздаются картинки с изображением весеннего пейзажа). Прикрепите картинки к тем фразеологизмам, которые характеризуют вашу работу на уроке.

 

     2 Прием «Цветик-семицветик»

– Урок хотелось бы закончить, пожеланиями друг другу, используя наречия. (Учащиеся на листиках-лепестках определенного цвета записывают свои пожелания, а потом на доске складывают цветок).

Не болеть, выглядеть, улыбаться, быть преданным своему делу, живите, не сердитесь, работайте.

Слова для справок: всегда, радостно, никогда, чаще, на совесть, счастливо, великолепно.

 

V Домашнее задание. Выставление отметок за урок. (В листах индивидуальных достижений учащиеся подсчитывают количество набранных за урок баллов).

Составьте и запишите текст на тему «Наступление весны» с использованием наречий. (Слайд № 14)

 

Ссылка на презентацию к уроку: https://drive.google.com/file/d/1nL1hiiKyHhF_nmKI6xIphaSUFJMXXUkm/view?usp=sharing

 

 

Приложение

Лист индивидуальных достижений

Фамилия, имя учащегося:

Тема: Обобщение изученного о наречии

Содержание задания

Макс. балл

Балл учащегося

1

Распределительный диктант

Весна

Весной природа постепенно просыпается от зимнего сна. Еще не зазвенели, не зажурчали ручьи, но солнце светит по-весеннему ярко, и медленно начинает таять снег. Небо потихоньку освобождается от тяжелых холодных туч и становится ярким, густо-синим. Солнышко поднимается все выше и выше и уверенно посылает на землю свои ласковые лучи. Появляются первые проталины. Тихо дует весенний ветерок. Никакие снега, туманы, ветра и метели не в силах сдержать весну.

 

Определительные

Обстоятельственные

качест-венные

образа
действия

меры и
степени

места

времени

причины

цели

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

10 б.
(0,5 б. за слово; 0,5 б. за пра-виль-ное
значе-ние)

 

2

Задание «Редактор» (вставить в предложениях пропущенные наречия).

Длинные сосульки – весна наступит … .

Вороны садятся на верхушки деревьев – будет …, рассаживаются на ветках – ….

Рано прилетят жаворонки – весной будет… .

Прилетели птицы, но долго не щебечут – еще будет ….

Гром ранней весной – будет … .

Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно – летом будет ….

На Евдокию (14 марта) хорошая погода – летом будет … .

8 б.
(1 б. за слово)

 

3

Задание на образование форм степеней сравнения наречий.

4 б.
(0,5 б.
за степ. сравнения)

 

4

Игра «Орфографическая эстафета»

Повернуть (на)право, сказать (в)насмешку, думать (по)иному, стрелял вовсе (не)отлично, шаги (в)низ, рассердиться отчего(то), идти бок(о)бок, приехать (из)далека), идти (еле)еле, говорить (в)пустую, действовать (в)открытую, любить (по)настоящему, запомнить (крепко)накрепко, улететь (в)высь, идти (на)ощупь.

5 б.
(1 б. за слово)

 

5

Тестовые задания (вариант №__ ).

1.

2.

3.

4.

5.

5 б.

 

Шкала перевода:

30–32 – 10;
27–29 – 9;
25–26 – 8;
21–24 – 7;
18–20 – 6;
15–17 – 5;
11–14 – 4;
8–10 – 3.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий