Учащиеся с особенностями психофизического развития под руководством учителя-дефектолога присоединились к празднованию Международного дня птиц и поучаствовали в тематической неделе «Пернатые друзья».
Важным моментом для пятиклассников с интеллектуальной недостаточностью является уточнение временных понятий (весенних месяцев) и наблюдение за природными изменениями в наступившем месяце. В рамках недели ребята совместно с родителями готовили друг для друга загадки, исходя из своих индивидуальных особенностей, представляли выразительное чтение понравившихся стихотворений о пернатых друзьях, рассказывали о своих наблюдениях за птицами.
На учебных и коррекционных занятиях они выполняли задания, направленные на уточнение и расширение знаний и птицах, обогащение словарного запаса по теме «Птицы», на развитие психических процессов и связной речи.
Дети знакомились с очерёдностью прилёта птиц и пытались найти этому обоснование, решали проблемные ситуации и практические задачи на сравнение длины полёта птиц, размах крыльев, узнавали о количестве съеденного корма за сутки, о птицах, которые могут заселиться в скворечники. Учащиеся с удовольствием слушали голоса птиц, обитающих в округе, знакомились с произведениями писателей о братьях наших меньших.
На коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности ребята разгадывали кроссворды о птицах, складывали разрезные картинки птиц, составляли рассказы-описания птиц, опираясь на схемы-описания. Им предлагались задания: «Составь слово из букв» (названия птиц), «Соотнеси названия птиц с предметной картинкой», «Узнай птицу по контуру». На занятиях использовались дидактические игры, такие как «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Раздели на группы (водоплавающие птицы, обитатели лесной зоны, городские птицы»), «Перелётные и зимующие птицы» «Узнай по описанию», «Чего не хватает», «Установи последовательность событий», «Составь рассказ по серии сюжетных картинок», «Дополни предложение», «Собери танграм».
Опираясь на свой социальный опыт, учащиеся с особенностью психофизического развития делились друг с другом своими знаниями и наблюдениями за птицами, тем самым развивая свои коммуникативные способности – умение вести диалог, умение излагать свои мысли, слушать и понимать собеседника, умение взаимодействовать.
Коррекционное занятие имеет и воспитательное значение: воспитание доброго и заботливого отношения к птицам, любви ко всему живому, привитие интереса к получению знаний, развитие самооценки.
Учащиеся проявили интерес к увеличению количества скворечников на территории школы. Мальчишки загорелись желанием самим смастерить новые скворечники для птиц – добрых дел много не бывает. Идею поддержала учитель трудового обучения с многолетним стажем работы в классах интегрированного обучения и воспитания И.К.Демидова, которая поможет осуществить затею по изготовлению скворечников в рамках кружка «Начальное техническое моделирование». Занятия в кружке носят инклюзивный характер, так как его посещают как учащиеся с особенностями психофизического развития, так и учащиеся, обучающиеся по программе общего среднего образования.
Людмила ТЕРЕШКО,
учитель-дефектолог
средней школы № 2 Сморгони