С целью обогащения познавательной активности воспитанников, совершенствования представлений о роли насекомых в природе, образе их жизни в интегрированной группе № 3 дошкольного центра развития ребёнка Свислочи был реализован проект под названием «В городке насекомых».
Каждый день ребята посещали разные объекты городка: «Городской парк», «Публичную библиотеку для насекомых», «Отель для насекомых», «Спортивный зал», «Театр насекомых», «Музыкальный зал «Певчие насекомые», «Домики букашек», «Столовую для насекомых», «Концертный зал».
Во время тематической прогулки в «Городской парк» юные исследователи самостоятельно искали насекомых, наблюдали за ними, рассказывали о способах зимовок, циклах развития бабочек, вспомнили стихотворения о насекомых, отгадывали загадки, играли в подвижную игру «Паук и мухи», музыкальную игру «Сороконожка». Не обошлось и без слушания любимого произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, рассматривания картинок «Друзья-букашки».
В тематический день «Библиотека для насекомых» ребята изучали литературу о насекомых, рассматривали энциклопедию «Насекомые», разучивали стихотворения и познакомились с литературными произведениями о насекомых Г.Скребицкого «Счастливый жучок», В.Зотова из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинского «Пчёлки на разведках», с увлечением работали с раскрасками «Маленькие насекомые».
Во время экскурсии к «Отелю для насекомых» маленькие энтомологи усовершенствовали знания о полезных насекомых, об их условиях зимовки, о том, какую они приносят пользу садоводам и огородникам, уничтожая вредных насекомых. Также в этот день ребята выполнили трудовое поручение, насобирав веточек в уголке леса для «отеля».
Далее наступил тематический день «Спортивный зал». Ребята играли в физкультурном зале и на прогулке в подвижные игры «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара», «Найди свой домик», «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» и др.
На следующий день дети посетили «Домики Букашек» с помощью игры-путешествия «Царство насекомых». Там они изучили места обитания насекомых, сконструировали из каштанов «маленьких друзей – муравьишек». А во время прогулки построили настоящий муравейник в уголке леса из хвойных иголок, сухих листьев и веточек. Ребята надеются, что новый дом придется по душе семейству муравьев, и совсем скоро они будут праздновать новоселье.
Затем наступило время побывать в «Театре насекомых». В этот день на занятии ребята изучали мир насекомых, играли в словесную игру «Выбери и расскажи», познакомились с новыми произведениями о насекомых «Разговор с пчелой» М.Бородицкой, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Кузнечик и кузнечики» А.Бианки, прослушали аудиозапись сказки «Как муравьишка домой спешил». Завершился день театрализованным мини-представлением «Приключения бабочки».
На следующий день воспитанники попали на «Музыкальный марафон «Певчие насекомые». Они слушали и разучивали песни «В траве сидел кузнечик», «Встаньте дети, встаньте в круг», насладились аудиозаписью звуков насекомых, превратились в бабочек в музыкальной игре «Бабочки на цветочках», сняли эмоциональное напряжение на пескотерапии «Шестиногие друзья».
На занятии «Столовая для насекомых» ребята изучали рацион насекомых, способы их питания и выживания в сложных условиях. На прогулке играли в подвижные игры «Пчёлы и медведи», «Муравьи и дождик», угостили муравьёв вкусными зёрнышками, на лугу оставили для бабочек сладкий медок. Закрепили полученные знания, вылепив «насекомых на полянке».
И вот настала пора посетить «Концертный зал». Дети попали на настоящий костюмированный «Бал насекомых». Родители проявили свою фантазию в изготовлении костюмов для бала, и ребята превратились в бабочек, пчёлок, божьих коровок, шмеля, кузнечика и стрекозу. Маленькие насекомые весело провели время, играя в подвижные игры, соревнования, рассказывая стихотворения, распевая песни и танцуя, заслуженно получив в итоге дипломы знатоков природы.
По результатам проекта дети обогатили свой опыт в сфере экологического воспитания и знаний о насекомых, стали без труда узнавать и называть насекомых, получили простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, издаваемых звуках, способах жизни, узнали о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям, развили интерес к природе, у ребят появилось желание заботиться об объектах природы. Родители повысили грамотность в формировании у детей знаний о разнообразии насекомых в природе, их пользе и вреде для человека, оказали посильную помощь в реализации проекта.
Ирина ПОЛТОРАК,
воспитатель дошкольного образования
дошкольного центра развития ребенка Свислочи