Использование сенсорной коробки на логопедических занятиях

- 10:55Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Наталья ЦАЛКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 31 г. Мозыря»,
Гомельская область

natashacalko15@gmail.com

 

 

 

При изучении лексических тем «Домашние и дикие животные», «Животные Севера» и «Животные жарких стран» использую не только предметные картинки, но и сенсорные коробки, фигурки животных.

Сенсорная коробка – это емкость, наполненная каким-либо сенсорным тактильным материалом (гречкой, рисом, манкой), которая служит для тематических игр и является хорошим игровым полем. Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть во что угодно и которая подходит детям разных возрастов. Она даст возможность ребёнку расширить свой тактильный опыт – он сможет трогать, пересыпать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть. А также параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, автоматизируются и дифференцируются звуки.

Сенсорную коробку эффективно использовать на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях. Примеры наполнения сенсорной коробки при изучении тем «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Животные жарких стран», «Животные Севера» представлены на фото. 

 

Как же использовать сенсорную коробку?

Например, при изучении темы «Домашние животные и их детеныши» можно поиграть в следующие игры.

 

Игра «Засели животных». Предлагаем ребёнку/детям заселить на ферму только домашних животных. Воспитанники должны из всех животных выбрать нужных.

 

Игры «Найди маму и детеныша», «Найди семью». Предлагаем найти на ферме маму и детёныша, найти семью: папа – бык, мама – корова, детеныш – теленок и т.д. 

 

 

 

Игра «Накорми животных». Ребёнку предлагается покормить животных.

В это время можно: закреплять нужные нам звуки, отрабатывать родительный падеж, а также развивать фонематическое восприятие – повторить цепочку слогов и покормить животное.

 

Игра «Угадай на ощупь». Ребёнку предлагается узнать на ощупь животное и дать ему описание.

 

Игра «Весёлый счёт». Ребёнку предлагается отыскать и сосчитать животных в сенсорной коробке.

 

Игра на развитие слухоречевой памяти. Ребёнок достаёт/прячет животных по инструкции: «достань/спрячь корову, свинью, козу». С каждым разом количество животных увеличиваем. Задача ребёнка – доставать/прятать животных в заданной последовательности.

 

Игра «Назови ласково». Ребёнку предлагается доставать из сенсорной коробки и называть животное ласково.

 

Игра с предлогами. Помогает отрабатывать простые и сложные предлоги. Например: собака спряталась за дерево, корова стоит около корыта и т.д.

 

Игра «Найди животное». Доставать из коробки по описанию: оно большое, черно-белой окраски, ест траву, даёт молоко.

 

Перечисленные игры можно применить при изучении диких животных, животных Севера и жарких стран. А также важно во время игр меняться с ребёнком местами, давать ему возможность побыть ведущим, придумывать свои игры.

При коррекции звукопроизношения эффективно использовать сенсорную коробку. В неё можно спрятать картинки с артикуляционной гимнастикой, карточки или фигурки на отрабатываемый звук, а также можно придумать много игр на развитие грамматического стоя речи и фонематического восприятия. 

Таким образом мы не только развиваем мелкую моторику, тактильные ощущения, но и обогащаем словарь, совершенствуем грамматический строй речи, закрепляем звуки. И всё это проходит весело, в игровой форме, что очень нравится воспитанникам. Таким образом сенсорная коробка очень помогает в работе учителя-дефектолога, а также способствуют повышению интереса детей к логопедическим занятиям.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий