Открытый урок по теме «Путь к Слову» для учащихся 2-го класса  

- 8:37ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

Во 2 «Б» классе средней школы № 37 Гродно в рамках фестиваля открытых уроков прошёл открытый урок по теме «Почувствуйте вкус слова».

Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски путей приобщения младших школьников к искусству слова, выдвигается проблема усиления влияния художественной литературы на формирование личности ребенка.

На открытом уроке «Почувствуйте вкус слова» новые знания открывались учащимися в ходе эвристической беседы, где учитель путём умело поставленных вопросов призывал учащихся на основе имеющихся знаний, наблюдений и жизненного опыта формировать новые понятия и делать выводы. Работа начиналась с вводной беседы-экспромта. С первых минут урока учитель вступает в диалог с учащимися (позиция: говорящий – слушающий). Учащиеся пытались раскрыть секрет, тайну, смысл лексического значения загадочного слова «настроение», размышляли о его характере и душе.

Созданные писателем герои, их поступки должны вызвать у учащихся сопереживание. И для этого отправной точкой во всей работе со словом мы использовали оригинальный приём «Слово-магнит». Учащиеся узнали о том, что язык может быть добрым другом и злым, жестоким врагом. Детям необходимо было привести свои примеры и доказать, что положительное и что отрицательное может нести слово. Они фантазировали и представляли себе, что слово превратилось в магнит, и называли возможные слова, которые могут притягиваться к выбранному слову. Мы обратили внимание на то, что совсем как в жизни, всё доброе, положительное притягивается к такому же доброму и светлому. Так, из вариантов детских ответов слово «солнце» притянуло положительное: радость, улыбка, птицы, звери, весна, доброта. Но также притянуло и отрицательное: удар, боль, обиду. Дети пришли к выводу, что солнце светит и для добрых, и для злых, а людям надо учиться у солнца быть добрыми. Если солнце откажется светить злым, значит пострадают и добрые люди. Солнце несет добро всем.

Лексические «поля» слов, которые выстраивались на уроке – не просто набор слов. Это основной речевой строительный материал для составления, конструирования связного письменного и устного текста.

Задачи, которые ставились на уроке при работе с текстом, – разговорить и растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор, обогатить маленьких собеседников новыми словами, развить детское речевое творчество.

Цели, которые ставили перед собой второклашки были оригинальными. Кто-то хотел научиться осторожно обращаться со словом. Мальчишки говорили, что хотят научиться хорошо продумывать свою будущую речь. Были желающие научиться не искажать действительность в речи, не быть многословными, не повторять одно и то же несколько раз, уметь слушать, не принимать решений, выслушав только одну сторону.

Любой текст – это плод творческого воображения и фантазии, цель которого – побудить читателя к размышлению. Дети учатся у своего учителя, учатся у текста, у главных героев произведения. Используя музыкальное сопровождение, мы показываем образец выразительного чтения: соблюдаем правильный темп, ритм чтения, правильное произношение, паузы, голосом выделяем ценные слова в тексте. Интонацией, паузами, расстановкой акцентов мы облегчаем работу маленьких читателей, помогая им «открывать новые глубины и оттенки.

Дети учились чувствовать своего собеседника, восхищаться красотой слова, радоваться своим открытиям, фантазировать, общаться. В результате такой работы улучшается грамотность, повышается успеваемость по всем предметам.

 

Наталия АНТУШЕВИЧ,
учитель 2 «Б» класса
средней школы № 37 Гродно

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий