В материале раскрываются результаты опыта применения авторского ЭОР «Биологический помощник» с целью развития самостоятельной познавательности у учащихся 6–8-х классов. Показывается возможность применения ресурса на уроках биологии и во внеурочное время.
Ольга КАРПЕНКО,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 11
имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно»
Анализ результатов РКР (2021/2022, 2020/2021, 2016/2017, 2015/2016 учебных годов) по биологии показывает, что у учащихся недостаточно развиты умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать материал, выделять в нем главное, находить проблему и оптимальные способы ее решения, применять полученные знания и способы деятельности в различных ситуациях, в том числе нестандартных, организовывать самостоятельную работу, что указывает на недостаточный уровень сформированности познавательной самостоятельности учащихся.
Познавательную самостоятельность справедливо рассматривать как часть самосовершенствования личности. Большинство исследователей выделяют три основных компонента в структуре познавательной самостоятельности: мотивационный, волевой и содержательно-операционный. Все они взаимозависимы.
Проанализировав личный педагогический опыт, я определила для себя цель – развитие познавательной самостоятельности у учащихся 6–8-х классов на уроках биологии, а способом ее достижения стала разработка и внедрение в образовательный процесс ЭОР «Биологический помощник».
Электронный образовательный ресурс «Биологический помощник» размещён в сети интернет по адресу http://www.biology.karpolya.ru (Рис. 1) и представлен 28 темами в разделе «Биология, 6-й класс», 34 темами в разделе «Биология, 7-й класс» и 23 темами в разделе «Биология, 8-й класс», разработанными в соответствии с действующей учебной программой и примерным календарно-тематическим планированием. При проектировании ЭОР соблюдались основные требования и учитывались задачи, возложенные на ЭОР. Необходимость регистрации на сайте (Рис. 2) предоставляет возможность учителю видеть результаты прохождения контроля знаний учащимися.
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto1-1-300x156.jpg)
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto2-1-300x156.jpg)
Каждый урок (тема) содержит информационную составляющую, включает иллюстрации, схемы, видеофрагменты (Рис. 3). Применяю приёмы смысловой переработки информации, культуры чтения, слушания, краткой рациональной записи. Учу озвучивать, объяснять готовые, а также составлять свои схемы, устанавливать причинно-следственные связи. Разнообразие форм подачи информации способствует развитию мотивационного компонента самостоятельной познавательной активности учащихся.
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto-3-300x207.jpg)
С определениями новых терминов темы предлагаю учащимся ознакомиться в рубрике «Словарь» (Рис. 4). Такое расположение удобно при закреплении материала на уроке, повторении при подготовке домашнего задания, написания терминологических диктантов и учит рационально организовывать деятельность учащихся через систематизацию учебного материала (развитие содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности).
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto-4-300x169.jpg)
С целью создания отношения к учебе, умственной деятельности как к фактору, имеющему важнейшее значение в жизни, в большинстве тем ЭОР размещена биографическая информация о выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии. Достижению этой цели способствует знакомство учащихся с современными методами работы и достижениями биологии, которые размещены в рубрике «Историческая справка» (Рис. 5). В теме «Методы изучения живой природы» (6-й класс) предлагаю перейти по ссылке на сайт виртуальной сканирующей электронной микроскопии.
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto-5-300x161.jpg)
Развитию мотивационно-волевого компонента самостоятельной познавательности способствует личная заинтересованность учащихся в изучаемом материале. Так, в темах «Пресноводная экосистема – озеро» (6-й класс) и «Многообразие растений» (7-й класс) предлагаю учащимся совершить виртуальную прогулку по берегам водоёмов г. Гродно и Гродненского района, ознакомиться с прибрежной флорой, проверить знания в форме теста. Виртуальная экскурсия «Прибрежная растительность Гродненщины» представлена в виде интернет-проекта и создана совместно с учащимися нашей школы (https://karpolya.ru/virtualtour_new) (Рис. 6).
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto-6-300x169.jpg)
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto-7-300x169.jpg)
ЭОР «Биологический помощник» является не только местом презентации готовых проектов и исследований, но и помощником для их выполнения. Каждый урок содержит рубрики: «Это интересно», «Творческие задания» (Рис. 7). Результатом являются вопросы, творческие работы в виде эссе, презентаций, моделей, предложения новых тем исследовательских работ. Используемые на уроках биологии пособия, изготовленные руками ребят, повышают личную значимость изучаемого материала, удовлетворяют потребность в успехе, при этом поощряется использование дополнительных источников информации (Рис. 8). В теме «Методы изучения живой природы» (6-й класс) имеется ссылка на сайт http://www.karpolya.ru, где в рубрике «Исследователь» расположена доступная, пошаговая информация по выполнению школьного исследования в области биологии (Рис. 9). Здесь можно найти адаптированные к школе методики выполнения экологических исследовательских работ, тезисы работ, выполненных моими учениками, фотоотчёты, виртуальную карту проведённых исследований. Таким образом, уже на первых уроках в 6-м классе учащиеся ненавязчиво вовлекаются в школьные экологические исследования и проекты, знакомятся с алгоритмом их выполнения, правилами и методами работы, критериями оценивания. При этом я не навязываю им ни тему исследования, ни темп работы.
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto-8-300x225.jpg)
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto-9-300x169.jpg)
Важным компонентом познавательной самостоятельности учащихся является способность к самоконтролю и адекватному самооцениванию своей деятельности. Контроль за деятельностью учащегося и оценивание со стороны учителя должны подкрепляться, а затем и уступать место самоконтролю и самооцениванию. Этому способствует поурочный контроль знаний, который включает в себя разнообразные типы заданий (Рис. 10). После выполнения заданий не только учитель, но и учащиеся видят ошибки и правильные ответы. Выполнение заданий не ограничено временными рамками, что позволяет реализовывать не только контролирующий, но и обучающий потенциал данного вида работы. Задания рубрики «Контроль знаний» использую на этапах опроса домашнего задания, закрепления темы, а также при создании проблемной ситуации на этапе актуализации знаний.
![](https://ng-press.by/wp-content/uploads/2023/01/foto-10-300x285.jpg)
На этапе рефлексии предлагаю учащимся представить своё видение страницы ресурса по изучаемой теме. Это способствует развитию познавательной самостоятельности через возрастание личной значимости материала.
Для оценки результативности и эффективности достижения поставленной цели, была изучена степень сформированности компонентов самостоятельной познавательности. Использовались диагностики, обобщенные В.Н.Пустовойтовым [1, с. 51–57].
Анализ диагностики показывает, что у учащихся (30 человек) в исследуемый период (применение ЭОР «Биологический помощник» с 6-го по 8-й класс) возрастает доля внешних мотивов деятельности. Отмечен рост мотивации достижений (с 16 % до 26 %). Доля внутренних мотивов уменьшается (с 53 % до 42 %) в основном за счет снижения доли нестойкого интереса в процессе познания. При этом возрастает значимость мотивации содержания и способов деятельности (с 26 % до 38 %). Количество учащихся, не имеющих перспективных целей, уменьшилось на протяжении анализируемого периода с 31 % до 17 %. Количество учащихся с высоким уровнем волевой саморегуляции возросло на 6 % (с 27 % до 33 %). Анализ диагностики даёт основание сделать вывод о достаточно низких сформированных операционных умениях и невысоком уровне знаний у учащихся в 6-м классе и возрастание исследовательских и частично-поисковых умений и навыков по биологии в конце 8-го класса.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование в образовательном процессе ЭОР «Биологический помощник» способствует развитию познавательной самостоятельности у учащихся 6-8-х классов. Ресурс содержит материалы и предоставляет возможности, необходимые для развития всех компонентов познавательной самостоятельности.
Использованные источники
1 Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики. – Брянск : Издательство БГУ, 2002. – 120 с.
2 Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М. : Педагогика, 1980. – 326 с.
3 Иванова, А.В. Уровни и показатели сформированности самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев / А.В.Иванова, А.Г.Скрябина, Л.В.Степанова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27743 (дата обращения: 10.07.2022).