Представленные нейроигры можно использовать, как на занятиях по образовательной области “Формирование элементарных математических представлений”, так и в индивидуальной работе с воспитанниками старшей группы (от 5 до 6 лет).
Ольга БУРОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область
Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи. Они позволяютт создавать новые нейронные связи, улучшать работу головного мозга, который отвечает за развитие психических процессов и интеллекта. Нейроигры помогают внести разнообразие в работу воспитателя дошкольного учреждения, помогают заинтересовать детей.
Представленные нейроигры можно использовать, как на занятиях по образовательной области “Формирование элементарных математических представлений”, так и в индивидуальной работе с воспитанниками старшей группы (от 5 до 6 лет). Игры вариативны, их содержание может изменяться в зависимости от поставленных задач. Чаще всего эти игры используют для закрепления уже имеющихся знаний.
«Нейроладошки»
Цель: развитие межполушарных взаимосвязей, пространственных представлений, внимания, синхронизация работы глаз и рук.
Оборудование: 15 ладошек из фоамирана для правой и 15 – для левой руки.
Ход игры. На столе раскладываются ладошки. Игру начинаем с ладошек в центре (красного цвета). Воспитанник получает словесные инструкции и действует в соответствии с ними. В начале предлагаются задания для правой и левой руки отдельно. Например, правая рука на две ладошки вверх (воспитанник выполняет), затем левая рука на две ладошки вниз (выполняет). Позже инструкция усложняется: правая рука на одну ладошку влево, левая рука на две ладошки вправо (выполняется одновременно).
«Назови фигуру, повтори позу»
Цель: развитие умения узнавать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры; развитие согласованной работы левого и правого полушария, синхронизация работы глаз и рук, развитие координации движений, мелкой моторики рук, мышления, внимания.
Оборудование: игровое поле, разделённое на две половины (для правой и левой руки). Каждая часть разделена на клетки. Справа в клетках – геометрические фигуры, слева – позы для рук (и наоборот).
Ход игры. Воспитаннику предлагается игровое поле, разделённое на две части. Ему необходимо указательным пальцем правой руки показать фигуру, назвать её, одновременно левой рукой показать соответствующую позу. Затем игровое поле меняется. Указательным пальцем левой руки необходимо показать фигуру, назвать её, правой рукой показать соответствующую позу.
«Назови цифру, покажи позу»
Цель: развитие умения узнавать и называть цифры; развитие согласованной работы левого и правого полушария, синхронизация работы глаз и рук, развитие мелкой моторики рук, мышления, внимания.
Оборудование: цифры от 0 до 9; позы для правой и левой руки.
Ход игры. На столе разложены в ряд цифры, внизу под каждой цифрой – поза для пальцев. Воспитаннику предлагается назвать цифру и показать позу, которая изображена на картинке. Сложность заключается в том, что необходимо самостоятельно определить, поза для какой руки изображена на картинке.
«Зарядка для пальчиков и ума»
Цель: развитие умения узнавать и называть геометрические фигуры (цифры), умения действовать по образцу, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы глаз, рук и речи, развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, желания добиваться положительного результата.
Оборудование: Игровое поле, на котором изображены две ладошки – правая и левая (над каждым пальчиком нарисована геометрическая фигура или цифра); образцы для выполнения с геометрическими фигурами (цифрами).
Ход игры. Воспитаннику предлагается игровое поле, на котором изображены две ладошки – правая и левая (над каждым пальчиком нарисована геометрическая фигура или цифра), также предлагается образец. Согласно образцу ребёнку необходимо назвать геометрическую фигуру (цифру) и поднять одновременно пальчики обеих рук, над которыми изображена соответствующая фигура (цифра).
«Дай ответ, нажми на ладошку»
Цель: закрепление представления о составе чисел из двух меньших чисел, развитие межполушарных взаимосвязей, внимания, синхронизация работы глаз и рук.
Оборудование: игровое поле, разделённое на клетки, в каждой клетке – задание на состав числа, внизу клетки – стрелка, две ладошки.
Ход игры. Воспитаннику предлагается игровое поле, разделённое на клетки; в каждой клетке – задание на состав числа из двух меньших чисел, внизу клетки – стрелка, указывающая вправо, влево или в оба направления. Справа и слева от игрового поля лежат две ладошки. Ребёнку необходимо назвать состав соответствующего числа и одновременно нажать на ту ладошку, куда указывает стрелка.
«Разложи фигуры двумя руками по образцу»
Цель: развитие умения узнавать и называть геометрические фигуры, умения ориентироваться по схеме, развитие межполушарных взаимосвязей, мышления, внимания, синхронизация работы глаз и рук.
Оборудование: образец-схема для правой и левой руки, две чистые карточки, разделённые горизонтально, набор мелких геометрических фигур.
Ход игры. Воспитаннику предлагается образец-схема для правой и левой руки, две чистые карточки для обеих рук, разделённые горизонтально, набор мелких геометрических фигур. Ему необходимо в соответствии со схемой одновременно двумя руками разложить геометрические фигуры.
«Обведи по контуру двумя руками»
Цель: развитие согласованной работы левого и правого полушария, координации пространственного и зрительного восприятия, внимания.
Оборудование: образцы, два маркера, папка «Пиши-стирай».
Ход игры. Воспитаннику предлагается одновременно двумя руками обвести по контуру изображения. На образце указывается начало и направление.