Занятие направлено на создание условий для формирования познавательного интереса, успешной профориентации младших школьников в будущем и эмоционально-положительного отношения к профессиям.
Наталья ЧИЖ,
учитель начальных классов,
ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля»,
Могилевская область
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса, успешной профориентации младших школьников в будущем и эмоционально-положительного отношения к профессиям родного города
Задачи:
– привлечь внимание учащихся к профессиям родного города;
– расширить знания учащихся о профессиях родного города;
– развивать коммуникативные общеучебные умения: определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, слаженно работать в команде, выражать свои мысли, аргументировать свою позицию;
– развивать познавательные универсальные учебные действия: искать, анализировать и сопоставлять дополнительную информацию для решения учебной задачи из разных источников;
– воспитывать активную жизненную позицию по вопросам уважительного отношения к чужому и своему труду. Обобщить результаты общеобразовательного путешествия.
Оборудование: листы бумаги А4 для рекламных листовок, краски, цветные карандаши, ватманы для бюллетеня, форменная одежда ткачихи, гончара для инсценировки, глина для мастер-класса.
Для проведения классного часа используется технология «образовательное путешествие», которая предполагает исследовательскую и проектную деятельность учащихся, самостоятельное изучение информации, работу с текстами, отбор информации, формирует навыки ориентирования на местности, расширяет общий кругозор и способствует укреплению чувства гордости за свой город. Образовательное путешествие состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).
План образовательного путешествия «В мире профессий родного города»
Этапы путешествия | Деятельность | Результат | Вопросы и размышления |
1. Подготовка | 1. Знакомимся с образовательным путешествием. 2. Предлагаем идеи для образовательного путешествия. 3. Формулируем проблемный вопрос. 4. Выбираем тему своего маршрута. 5. Определяем вместе цель, задачи и время нахождения в пути. 6. Знакомимся с маршрутной картой и изучаем правила ее заполнения |
1. Создана группа путешественников. 2. Определены цели и задачи путешествия. 3. Составлена схема маршрутного листа |
1. Нужно распределить роли в группе и выбрать задание каждому «путешест-веннику» |
2. Работа на маршруте | Маршрут № 1 1. Проводим исследование (Дом ремёсел ГУК» Централизованная система Мстиславского района) Маршрут № 2 1. Проводим исследование (Районный отдел по чрезвычайным ситуациям и Мстиславский филиал ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай») Маршрут № 3 1. Проводим исследование (УО «Мстиславский государственный строительный колледж») 2.Идем в библиотеку и ищем информацию. 3. Получаем информацию по теме путешествия у учителя, библиотекаря, специалистов различных профессий, родителей. 3. Собираем в группах весь материал, который наработали по теме путешествия |
1. Собран материал. 2. Сделаны записи, рисунки, поделки, бюллетень, рекламные листовки о профессиях родного города. 3 Написаны мини-сочинения, стихотворения, синквейны. 4. Подобраны загадки и пословицы, игры о профессиях. 5. Подготовлены сценки о профессиях. 6. Проведены исследования |
|
3. Подведение итогов | 1. Представляем группой результат своей работы. 2. Участвуем в беседе |
1. Подготовлен и представлен продукт каждой группы. 2. Выполнена оценка работы всей группы, каждого ее участника, а также работы других групп |
Маршрут № 1. Группа «Ремесленники»
Задание для группы | Вопросы для группы | Продукт группы |
Посетить Дом ремёсел ГУК «Централизованная система Мстиславского района» 1. Перечислить забытые профессии. 2. Поучаствовать в мастер-классах. 3.Исследовать две профессии (на выбор) по плану: материалы для труда, форма одежды, орудия труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза |
Профессия «гончар» 1. Какую продукцию создаёт? 2. Пользуется ли продукция спросом? 3. Где выучиться на гончара? 4. Какие перспективы карьерного роста? Профессия «ткач» 1. Ткач или ткачиха: кого больше? 2. Какие плюсы и минусы профессии? 3. Где выучиться на ткача? 4. Есть ли разряды труда? |
1. Работа в мастер-классе. Изготовление посуды из глины 2. Изготовление бюллетеня «Забытые профессии» (на выбор) 3. Инсценировка профессии (на выбор) |
Маршрут № 2. Группа «Профессионалы»
Задание для группы | Вопросы для группы | Продукт группы |
Посетить Районный отдел по чрезвычайным ситуациям и Мстиславский филиал ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай») 1. Перечислить популярные профессии. 2. Поучаствовать в мастер-классах. 3.Исследовать две профессии (на выбор) по плану: материалы для труда, форма одежды, орудия труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза |
Профессия «спасатель» 1. Что такое ЧС? 2. Какие подразделения включает в себя МЧС? 3. Могут ли девушки обучаться в МЧС? 4. Какие особенности обучения в МЧС РБ? Профессия «пекарь» 1. Без чего нельзя обойтись пекарю? 2. От чего зависит карьерный рост? 3. Где готовят специалистов? 4. Можно ли пекарю открыть своё дело? |
Написать мини-сочинения о профессиях, стихотворения (на выбор). 2. Написать синквейны о профессиях. 3. Сделать рисунки, поделки |
Маршрут №3. Группа «Специалисты»
Задание для группы | Вопросы для группы | Продукт группы |
Посетить УО «Мстиславский государственный строительный колледж» 1. Перечислить востребованные профессии. 2. Поучаствовать в мастер- классах. 3. Исследовать две профессии (на выбор) по плану: материалы для труда, форма одежды, орудия труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза |
Профессия «каменщик» 1. Когда начали изготавливать кирпич? 2. Почему у каменщика должен быть хороший глазомер? 3. Есть ли у профессии перспективы для трудоустройства? Профессия «техник- строитель» 1. Какую позицию в рейтинге популярности занимает? 2.Что такое «строительство под ключ»? 3. Кто такой прораб? 4. Где получить специальность? |
1. Выпуск рекламной листовки о профессиях. 2. Подбор загадок и пословиц о профессиях. 3. Подбор игр, конкурсов о профессиях |
Ресурсная карта
№ п/п | Название ресурса | Какую информацию ищем | Как будем с ней работать |
1 | Библиотекарь | 1. Где получить специальность? 2. Какие особенности обучения есть в данной профессии? |
Подготовка к конкурсу стихотворений о профессиях. Подбор загадок и пословиц о профессиях. Подготовка к сообщению. |
2 | Учитель начальных классов |
1. Какую позицию в рейтинге популярности занимает профессия? 2. Есть ли у профессии перспективы для трудоустройства? |
Изучить информацию. Ответить на вопросы. Написать» синквейны о профессиях. Подобрать игры, конкурсы о профессиях. Выпустить рекламную листовку о профессиях. Написать мини-сочинения о профессиях |
3 | Специалисты учреждений | 1. Какую продукцию «создаёт» профессия? 2. Пользуется ли продукция спросом? |
Участие в мастер- классе. Сделать рисунки, поделки о профессиях |