Автор делится опытом проведения урока русской литературы в 11-м классе по теме «Изображение послереволюционной действительности в повести М.Булгакова «Собачье сердце» с использованием групповой формы работы.
Ольга ГОРБАЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Лицей № 1 г. Лиды»,
Гродненская область
Цели урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
знать:
– как М.А.Булгаков изображает в повести послереволюционную действительность; средства ее изображения;
– ответ на проблемный вопрос урока;
уметь:
– анализировать художественный текст, используя сведения из истории, теории литературы, языкознания;
– аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произведению;
– опираясь на анализ текста, определять отношение автора к послереволюционной действительности; роль художественных средств в тексте;
– находить компоненты текста, позволяющие выявить авторскую позицию.
Задачи:
– содействовать развитию читательских умений;
– формированию навыков аналитического чтения;
– развитию творческого мышления, устной монологической речи;
– формированию правил социального поведения, умения корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику, развитию личностных качеств;
– осознанию значимости социально ответственного поведения;
– пониманию ценностных ориентиров писателя и литературных героев.
Тип урока: изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом произведения).
Оборудование: повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», листы заданий для групп, мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
Ι Организационный этап
Психологическая подготовленность класса к уроку.
ΙΙ Сообщение темы, постановка цели, мотивирование
Цель: активизация субъективного опыта учащихся, познавательная мотивация, самоопределение на итог урока.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательный интерес к повести, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результат.
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». Тема нашего урока звучит так: «Изображение послереволюционной действительности в повести “Собачье сердце”». Давайте определим задачи урока. В этом нам помогут слова:
исследовать, определить, уметь анализировать, выражать, определять, находить.
Учащиеся определяют для себя задачи урока.
– У вас уже имеется читательский опыт, и это не первая книга, которую вы прочитали. Определений книге как культурному феномену дано много, о пользе также немало сказано. И все-таки я предлагаю вам ознакомиться с высказыванием современного писателя Артуро Перес-Реверте. «Книги – это двери, что выводят тебя из четырех стен… Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз». Как вы понимаете высказывание писателя? Можно ли отнести его слова к повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»?
Учащиеся высказывают свое понимание цитаты, связывая ее содержание с темой урока или изучаемым произведением.
Постановка проблемного вопроса:
Изображая послереволюционную действительность, М.А.Булгаков утверждает ценность произошедших в обществе изменений или опровергает ее?
ΙΙΙ Решение проблемного вопроса урока
Цель: решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, текст, знания из области истории, теории литературы, лингвистики; обеспечение познавательной активности учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию исследования художественного текста, размышлений с целью решения проблемы урока.
1 Организация работы в группах
– Нам с вами предстоит погружение не только в текст произведения, но и в эпоху, воссозданную писателем. Итак, словно на машине времени, мы отправляемся почти на целое столетие назад, в 20-е годы ΧΧ века, чтобы и исследовать эту далекую для нас эпоху с разных сторон и разных позиций: как историки, психологи, лингвисты. Такой разносторонний подход необходим для получения объективной картины.
Вы разделились на 3 группы (Приложение).
Историки изучают материал по теме «Историческая и социальная обстановка в России в 1920-е годы». Находят в тексте художественные детали, в которых отразилось время действия – 20-е годы двадцатого века, то есть исторические реалии. Зачитывают, поясняют, комментируют. Отвечают на вопросы.
Психологи изучают материал по теме «Психологизм в литературе». Стараются понять, что такое психологизм и как воплощается психологизм в художественном тексте. Находят в тексте эти приемы. Отвечают на вопросы.
Лингвисты изучают материал по теме «Аббревиатуры» и «Канцеляризмы». Находят в тексте примеры их использования, анализируют, делают выводы. А также изучают роль художественных средств в воспроизведении послереволюционной действительности в тексте и выражении авторской позиции. Отвечают на вопросы.
В каждой из групп имеются эксперты – люди, которые изучили теоретический вопрос из своей области знаний и готовы поделиться знаниями с остальными участниками, проконсультировать их. А также в каждой группе есть руководитель – учащийся, который поможет скоординировать работу всех участников, подытожить результат. У каждой из групп имеются вопросы и задания. Все ли понятно в порядке работы групп?
Учащиеся работают в группе, изучают текст, находят компоненты текста, позволяющие выявить авторскую позицию, обсуждают, записывают тезисы на листах.
2 Физкультминутка
«Путешествие по улицам Москвы 1920-х годов». Фотоколлаж.
3 Представление группами результатов работы
Порядок действий:
1) сообщение учащихся по теоретическому вопросу;
2) ответы на вопросы и ознакомление учащихся с выполненными заданиями.
4 Обобщение итогов работы групп на виртуальной доске
https://jamboard.google.com/d/1Ezr71Ant41hCa9w4kC73xycGz4blqvPNQ0ZP9Omlme0/viewer?pli=1
ΙV Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель: осознание учащимися актуальности художественного произведения.
Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися художественной ценности изученного произведения, содействовать обогащению внутреннего мира учащихся.
Возвращение к задачам урока.
Вопросы:
– Что было наиболее сложным для вас?
– Что наиболее легким?
V Домашнее задание
Письменно дать развернутые ответы на вопросы:
1) В чем опасность эксперимента профессора Преображенского?
2) Какая связь существует между медицинским опытом профессора Преображенского и тем, что происходит в социальной жизни России, показанной М.А.Булгаковым в повести?
Приложение
Вопросы к анализу повести «Собачье сердце» для работы в группах
Группа «Историки»
Изучаем материал по теме «Историческая и социальная обстановка в России в 1920-е годы». Находим в тексте все художественные детали, в которых отразилось время действия – 20-е годы двадцатого века, то есть исторические реалии. Зачитываем, поясняем, комментируем.
Вопросы:
1) Какой предстаёт жизнь Москвы на страницах повести? (Глава 1).
2) Что такое «разруха» по мнению профессора Преображенского? Приметы этой «разрухи». Каковы её причины? Привести примеры из текста и прокомментировать. Связать художественное воплощение исторических реалий со знаниями по истории. (Глава 3).
3) Какова общественная позиция профессора Преображенского? (Глава 3).
4) В чем суть и цель эксперимента профессора Преображенского? (Глава 5).
5) Каковы его результаты? (Глава 5).
6) Кому принадлежит пересаженный собаке гипофиз? Опишите прошлое этого человека. (Глава 5).
Группа «Психологи»
Прочитать материал по теме «Психологизм в литературе». Постараться понять, что такое психологизм и как воплощается психологизм в художественном тексте. На уроке вам будет необходимо найти эти приёмы в тексте повести.
Вопросы:
1) Почему жизнь Москвы передана через восприятие Шарика – бездомного пса-дворняги? (А не профессора, доктора, повара, дворника, машинистки и т.п.?) Привести примеры из текста и прокомментировать. (Глава 1).
(Машинистка – девушка, которая набирает текст на печатной машинке. Вид профессиональной деятельности в двадцатом веке.)
2) Что больше всего раздражает и возмущает профессора Преображенского в представителях новой власти? (Глава 2).
3) Чем вызван его гнев? Классовой агрессивностью? Новыми порядками? (Глава 2).
4) Опишите внешность Шарикова. Какие детали портретной, речевой характеристики позволяют сделать вывод о том, что Шариков очень быстро приспосабливается в новой социальной среде? (Глава 6).
5) Почему Швондер защищает интересы Шарикова как труженика? (Глава 6).
Группа «Лингвисты»
1) Прочитать материал по теме «Аббревиатуры». Найти в тексте 1-й главы аббревиатуры, пояснить, что они обозначают, для чего используются в тексте. Сделать вывод о том, как использование аббревиатур помогает писателю точно отразить эпоху 20-х годов.
2) В тексте 1-й главы найти художественные средства, которые помогают выявить авторское отношение к происходящим изменениям.
3) Прочитать материал по теме «Канцеляризмы». Найти в тексте примеры (речь Шарикова, Швондера). Зачитать. Объяснить, почему именно речи этих персонажей присущи канцеляризмы. Как это их характеризует? Сделать вывод о том, как использование канцеляризмов помогает автору создать достоверный портрет «получивших власть пролетариев» – невежественных, ограниченных, самодовольных.
4) Отметьте в тексте просторечные, грубые, бранные слова и ответьте на вопрос: «С какой целью писатель допускает использование подобных слов в своём произведении? Для характеристики персонажа? Способа мышления, уровня образованности определённой социальной группы? Для характеристики эпохи?