Мотивация является необходимой составляющей успешного образования. Учителю необходимо использовать различные стратегии для мотивации учеников и помощь им в достижении своих целей. Это поможет создать положительное окружение в классе, которое будет способствовать активному участию учеников в учебном процессе и достижению высоких результатов.
Наталия БЕЛАСИК,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 40 имени В.И.Кремко г. Гродно»
Мотивация учащихся – это ключевой фактор для успешной учебы. Понимание того, как мотивировать учеников, может помочь учителю создать положительную атмосферу в классе и способствовать активному участию учеников в учебном процессе.
Приём «Карамелька»
При использовании этого приема вам понадобятся цветные конфеты, карточки с заданиями по цветам конфет. Например, карточки с заданиями при повторении темы «Металлы» в 9-м классе.
– Красный. Перечислите общие способы получения металлов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.
– Желтый. Составьте уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения Fe→ Fe2O3 → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe
– Синий. Охарактеризуйте химические свойства гидроксида меди (II). Напишите соответствующие уравнения химических реакций.
– Зелёный. Охарактеризуйте химические свойства оксида бария. Напишите соответствующие уравнения химических реакций.
Ученик выбирает конфету и получает карточку с заданием соответствующего цвета.
Секрет успеха этого приёма заключается в том, что сладости любят все дети. У учителя появляется возможность привлечь внимание тех учеников, кто боится отвечать, принести что-то новое и необычное на урок. Фантик от конфеты можно использовать в качестве обратной связи: вернуть разглаженным, если на уроке всё было понятно, скомканным – если остались вопросы к материалу урока.
Приём «Шпаргалки»
Этот приём мотивирует учащихся работать с текстом учебника. К заданию дети подходят ответственно, так как понимают, что шпаргалка поможет им на следующем уроке.
Учащимся предлагается прочитать текст параграфа. После этого им необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений, схем. Подписанные шпаргалки ребята отдают учителю, ими они смогут воспользоваться на следующем уроке при проверке домашнего задания, написании самостоятельной работы и так далее.
Приём «Испорченный телефон»
Учить определения, понятия – довольно-таки скучное занятие, но необходимое. Предложите детям простую игру «Испорченный телефон». Учитель негромко передаёт сообщение (например, определение, понятие, закономерность) первому учащемуся, а он уже дальше по цепочке. Обычно всем очень весело узнать изначальное сообщение и увидеть, насколько оно отличается от того, что получилось в итоге.
Приём «Мотивационная перфокарточка»
В самом начале урока учащиеся получают личные перфокарточки. На карточке написаны все задачи на урок (сделал домашнее задание, выполнил упражнение, задал вопрос учителю и так далее). В течение урока учитель пробивает дыроколом выполненное задание. В конце урока ребятам, выполнившим все задания, можно предложить приз на ваше усмотрение.
Плюсы этого приёма заключаются в максимальном вовлечении учащихся в урок. Они следят за ходом занятия, у ребят непременно возникнет желание получить как можно больше пробитых учителем ячеек.
Приём «Конверты успехов и ошибок»
В начале учебного года или четверти нужно наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Успехи», другой – «Ошибки». Весь учебный год (или четверть) идёт «коллекционирование»: накапливаются работы (если вы пишете их на листочках), которые составляют содержимое конвертов. Тем, кто написал плохо, даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками, получить дополнительную работу, чтобы листочек перекочевал из конверта ошибок в конверт успехов. Прием учит не бояться ошибок, повышает уверенность в себе, помогает анализировать свою деятельность.
Мотивация является необходимой составляющей успешного образования. Учителю необходимо использовать различные стратегии для мотивации учеников и помощь им в достижении своих целей. Это поможет создать положительное окружение в классе, которое будет способствовать активному участию учеников в учебном процессе и достижению высоких результатов.