Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является воспитание и формирование традиционных семейных ценностей молодежи. Предлагаемый урок приурочен к Неделе родительской любви, которая включает такие праздники, как День матери 14 октября и День отца 21 октября.
Алла ЦАЛКО,
учитель математики,
ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря»,
Гомельская область
Тема: Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Натуральные числа».
Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях при решении уравнений и задач по теме «Натуральные числа».
Задачи
Образовательная:
– развитие у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учётом своего индивидуального стиля.
Развивающие:
– создание содержательных и организационных условий для формирования и развития у учащихся познавательной компетентности;
– развитие смекалки, логического мышления.
Воспитательные:
– формирование уважительного отношения к семейным ценностям;
– воспитание чувства ответственности каждого учащегося за собственную деятельность и деятельность всего класса;
– воспитание дружеского отношения друг к другу.
Оборудование: учебник (В.Д.Герасимов, О.П.Пирютко, А.П.Лобанов «Математика», 5-й класс), рабочая тетрадь для 5-го класса (С.П.Ермак), лист самооценки, шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся, цветной мел.
Тип учебного занятия: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
Ход урока
I Организационный момент
1 Психологическая зарядка
– Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга улыбкой и с хорошим настроением начнем наш урок.
Каждый из вас сегодня перед уроком получил задания и лист самооценки. Напишите разборчиво свои фамилию и имя. После выполнения заданий вы самостоятельно будете вносить баллы в лист самооценки.
2 Постановка темы и цели урока
– На этом уроке мы вновь обратимся к теме «Натуральные числа». Вспомните, какие основные математические понятия рассматривались в этой теме?
На доске записаны числа: 1; 5; 0; 44; 17; 21.
– Давайте посмотрим на числа, записанные на доске, и ответим, какое число здесь лишнее? (0.)
– Хорошо. А какие числа называются натуральными? (Числа, которые используются при счете предметов.)
– Ответьте, пожалуйста, как называют группы, на которые разбивают многозначные числа, чтобы их правильно прочитать? (Классами.)
– Молодцы! А сколько разрядных единиц в каждом классе? (Три.)
II Проверка домашнего задания
«Проверь себя!». Фронтально проверяем № 256, 258, 259.
Игра «Да – Нет» на знание теории по теме «Натуральные числа» (на карточках). Если утверждение верно, ставим «+», не верно, ставим «–».
Вопросы:
1) Наименьшее натуральное число 0.
2) От перемены множителей произведение не меняется.
3) 52 = 25.
4) Разность равных чисел равна 1.
5) Если число разделить на 1, то оно не изменится.
6) Частное двух равных чисел равно 0.
7) Произведение числа и нуля равно 0.
8) Для записи натуральных чисел используют десять цифр.
Взаимопроверка по шаблону на доске
Игра «Да» – «Нет» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
III Актуализация полученных ранее знаний и умений
– Сегодня на уроке мы ещё раз должны убедиться в умении решать задачи и уравнения с натуральными числами.
Начертите координатный луч. Нанесите точки с координатами С(14), Я (56), Е(21), Ь(49), М(35).
Какую закономерность в координатах точек вы заметили? (Числа, кратные 7.) Семь дней – это неделя.
С 14 октября по 21 октября в Республике Беларусь объявлена Неделя родительской любви. Изображение этой недели выглядит так:
День матери отмечается 14 октября с 1996, а День отца стали отмечать с 21 октября 2022 года.
IV Физкультминутка
– Встаньте, у кого есть бабушки и дедушки.
– Поднимите правую руку те, кто пока единственный ребенок в семье.
– Поднимите две руки те, у кого есть брат или сестра.
– Хлопните в ладоши те, чьи родители растят троих детей.– Встаньте те, чьи родители растят четверых или даже больше детей.
– Мы вам подарим аплодисменты.
V Комплексное применение знаний, умений и способов действий при решении уравнений и задач по теме «Натуральные числа»
1 Задание на карточках
Записать числовые выражения и найти их значения:
1) произведение чисел 29 и 7 уменьшить на 25;
2) сумму чисел 496 и 128 уменьшить в 3 раза;
3) разность 678 и частного 505 и 5 уменьшить на 170;
4) частное чисел 220 и 11 увеличить в 15 раз.
Записать ответы в порядке возрастания значений.
Проверка задания (за доской)
1) 29 × 7 – 25 = 178
2) (496 + 128) : 3 = 208
3) (678 – 505 : 5) – 170 = 407
4) 220 : 11 × 15 = 300
Расшифровать слово по правильным ответам:
178 – «Д»; 208 – «Е»; 300 – «Т»; 407 – «И»
Какое получилось слово? ДЕТИ – главное счастье семьи и будущее нашей страны.
2 Решение текстовых задач (дифференцированно, по количеству набранных баллов)
Перед решением задач учитель приводит высказывание Д.Пойа: «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового – возможно. Где есть желание, найдется путь!» И наш путь – продолжить решение задач.
Задача: Папе с дедушкой вместе 111 лет. Дедушка вдвое старше папы. Сколько лет дедушке и папе?
Учащиеся, набравшие высокое количество баллов, решают задачу про № 198 (с. 78) из учебника.
VI Подведение итогов. Выставление отметок
– Над чем вы сегодня работали на уроке?
– Как вы оцениваете работу класса?
– Как вы оцениваете свою работу?
– Что понравилось или не понравилось на уроке?
Учащиеся подсчитывают сумму набранных баллов по шкале оценки результатов учебной деятельности и выставляют отметку за урок.
VII Домашнее задание
Приложение
Лист самооценки
ФИ ученика___________________________________
№ п/п |
Тема задания |
Количество баллов |
1 |
Домашнее задание (1 балл) |
|
2 |
Игра «Да – Нет» (3 балла) |
|
3 |
Координатный луч (2 балла) |
|
4 |
Составь пример и вычисли (8 баллов) |
|
5 |
Найди неизвестное (6 баллов) |
|
6 |
Текстовая задача (10 баллов) |
|
7 |
Дополнительное задание |
|
Итог (сумма баллов) |
|
Критерии оценки
Количество баллов |
Отметка по десятибалльной шкале оценки |
1 |
1 |
2 |
2 |
3–5 |
3 |
6–8 |
4 |
9–11 |
5 |
12–14 |
6 |
15–18 |
7 |
19–23 |
8 |
24–28 |
9 |
29–30 |
10 |