Мастер-класс для повышения профессиональной компетенции по формированию любви к малой родине, эмоционально-ценностного отношения к ее истории и культуре.
Александр МАТВИЕНЯ,
педагог-психолог
ГУО «Новодевятковичская средняя школа Слонимского района»,
Гродненская область
Цель: повысить профессиональную компетенцию по формированию любви к малой родине, эмоционально-ценностного отношения к ее истории и культуре.
Задачи:
– мотивирование педагогов на формирование у обучающихся ценностного отношения к истории и культуре малой родины;
– развитие активности участников по сохранению историко-культурного наследия;
– развитие навыков группового взаимодействия в процессе проектной деятельности.
Участники: педагоги.
Время: 2 часа.
Ход занятия
1 Приветствие. Знакомство
2 Упражнение «Лялька»
Цель: создать «портрет» национальной идентичности группы.
Участники передают национальную куклу по кругу и называют одну черту, которая характеризует их как белорусов, жителей именно этой страны. Затем на листах записывают данную черту и прикрепляют на импровизированную карту Беларуси в виде лучей.
Обсуждение. Вопросы:
О чем это упражнение?
Что мы получили, выполнив это упражнение?
Что мы видим на карте?
3 Упражнение на разогрев группы «Копна»
Цель: налаживание группового взаимодействия.
Ведущий задает несколько вопросов:
– Что такое копна?
– Как проходит процесс ее складывания?
– С помощью чего складывают копну?
Получив ответы на вопросы, ведущий предлагает разделиться на две группы, встать в круг, вооружиться импровизированными вилами (это обыкновенные пишущие ручки) и под музыку энергично сложить копну.
Обсуждение. Вопросы:
– Как чувствовали себя участники, выполняя упражнение?
– Что произошло с вами, когда вы выполнили это упражнение?
4 Упражнение «Любимый сердцу уголок»
Цель: изобразить объекты, которые являются наиболее эмоционально ценными для каждого участника в его личной истории.
Задание. Нарисовать тот уголок своей малой родины, который дороже всего, на заранее заготовленных бумажных тарелках.
Презентация. Время – 10 минут
Краткая схема представления.
– Что изобразили?
– Почему изобразили именно это?
– Какие цвета выбрали?
– Какие чувства отразили на рисунке?
5 Упражнение «Пане, вiтанне!»
Цель: сплочение группы.
Задание. Выбрать себе пару. Участники становятся по парам под руку. Каждая пара, встречаясь, должна поприветствовать другую пару поклоном.
6 Упражнение « Отношение через чтение»
Цель: повысить ценностное отношение к историко-культурному наследию малой родины.
Задание. Производится перегруппировка. Формируются четыре группы. Каждой раздается текст (в нашем варианте были предложены стихи), каждый из которых посвящен определенному историческому объекту малой родины автора. На листах с текстом есть вопросы. После обсуждения группе необходимо дать ответ на них.
Примерные вопросы, которые могут быть включены для работы группы с текстом:
– О чем предложенный текст?
– Известно ли, как найти исторический объект?
– Можно ли благодаря строкам представить сам объект?
– Интересно ли вам было бы его посетить?
– Какие чувства, мысли вызывает у вас это описание?
– Связано ли оно с вашей малой родиной, личной историей, историей знакомых и близких?
– О чем мечтает автор, написавший строки?
– О чем в связи с прочитанным подумали вы, что почувствовали?
– О чем, с вашей точки зрения, должны быть следующие строчки?
Время – 20–25 минут. Презентация – 5 минут.
7 Упражнение «Предмет трогательного отношения»
Цель: актуализация взаимосвязи между историей малой родины и историей семьи.
Задание. Без слов показать предмет – семейную реликвию, которая является ценной для семьи. Участники делятся на две группы, в каждой группе происходит показ и угадывание. Затем ведущий просит вернуться в круг и рассказать о своих впечатлениях.
По результатам работы групп составляется список семейных реликвий. Каждый участник показа на заранее подготовленном листе, размещенном на доске в аудитории, записывает название реликвии.
Время – 15–20 минут.
8 Упражнение «Время действий»
Цель: мотивирование участников на активную деятельность по сохранению истории и культуры малой родины.
Задание. Включите воображение и попробуйте составить перечень мер, вплоть до фантастических, которые, по-вашему мнению, необходимо предпринять по воссозданию одного из памятников истории и культуры из предложенного списка.
Время – 20 минут. Презентация – 10 минут.
9 Итоговая рефлексия
Вопросы для итоговой рефлексии.
– О чем заставило задуматься это время?
– Что полезного можно взять из того времени, которое вы провели здесь?
– Можно ли и каким образом использовать это в практике работы педагогов?
– Скажите вслух, а затем на листочке запишите только одно слово, фразу, которые будут обозначать степень полезности прожитого вами здесь времени.
Благодарность участникам.