Роль факультативных занятий по химии в подготовке учащихся к централизованному экзамену по химии

- 11:21Подготовка к ЦЭ/ЦТ

В качестве примера разбираются два способа решения задачи В6, которая предлагалась на централизованном тестировании, и подвожу их к выводу о необходимости выбора способа решения с целью экономии времени.

Наталья ПИКУЗА,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Химия в современном мире занимает важное место среди естественных наук, она присутствует во всех областях жизнедеятельности человека, задает новое видение мира, изменяет этот мир, является неотъемлемой частью мировой культуры.

Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у школьников значительно снизился. Среди учащихся немало таких, которые не имеют четких представлений об основных понятиях и законах, не умеют решать стандартные задачи. Даже подготовленные учащиеся не понимают логической связи между отдельными химическими явлениями. Из практического опыта работы можно отметить, что последние несколько лет подряд у тестируемых вызывает трудности решение органических и неорганических цепочек превращений, заданий на установление генетической связи между различными классами органических и неорганических веществ, на установление соответствий.

Из-за усложнения программы учителю приходится тратить дополнительное время на устное объяснение материала за счет времени, отводимого на проведение химического эксперимента и решения задач. А это значит, что сокращается самостоятельная работа учащихся, следовательно, меньше внимания уделяется осмыслению и закреплению обучающимися учебного материала. Негативно сказывается и недостаточное оснащение материальными средствами (реактивами и химическим оборудованием) кабинетов химии.

Факультативные занятия по химии способствуют целенаправленному углублению знаний, умений по курсу химии. На каждом из занятий используем следующие этапы в изучении темы курса химии: диагностика знаний, умений по изучаемой (повторяемой) теме; изучение (повторение) материала с учетом выявленных пробелов в знаниях, умениях; коррекционная деятельность; контрольное тестирование.

В практике обучения химии тестирование как форма контроля и учёта знаний учащихся приобретает всё большее значение.

Чтобы качественно подготовить учащихся к централизованному экзамену и централизованному тестированию, на факультативных занятиях практикуем решение задач разными способами. При этом обращаем внимание на то, что некоторые из них можно решить, не используя уравнения химических реакций. Эти способы значительно сокращают время, необходимое для решения, что очень важно.

В качестве примера разбираем с учащимися два способа решения задачи В6, которая предлагалась на централизованном тестировании, и подвожу их к выводу о необходимости выбора способа решения с целью экономии времени.

 

Задача

Для растворения смеси оксидов Fe2O3 и FeO массой 11 г необходимо 140 г раствора серной кислоты с массовой долей растворенного вещества 14 %. Найдите массовую долю (%) кислорода в данной смеси оксидов.

 

При изучении темы «Без воды в лаборатории и в жизни не обойтись. Химия растворов» разбираем способы решения задач с помощью таблицы или правилом креста.

 

Проведение факультативных занятий практикуем в условиях, приближенных к тестированию, чтобы учащиеся привыкли читать и выполнять задания, осуществлять самопроверку выполненной работы. Учитывая ограничение времени, рекомендуем пропускать трудные или непонятные задания, учебный материал которых им неизвестен или плохо изучен, так как в тесте всегда найдутся такие задания, с которыми они обязательно справятся.

Для быстрого решения многих заданий советую не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят, так как метод исключения позволяет концентрировать внимание. Задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому предлагаем сконцентрировать внимание на данном задании и забыть о неудаче в прошлом задании, если оно не получилось.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий