Ошмянские гимназисты искали ответ на вопрос о красоте человеческих лиц  

- 11:36ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

В рамках педагогического совета «Духовно-нравственное воспитание – основа гармоничного развития личности» в гимназии № 1 Ошмян проходят циклы уроков, посвящённые духовно-нравственному воспитанию гимназистов.

Так, на одном из уроков русской литературы учащиеся 8-го класса искали ответ на вопрос: что лучше, красота лица или красота сердца? (По стихотворению Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»). Воспитательной целью урока стало формирование собственной нравственной позиции, высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки.

Научиться видеть все многообразие красоты человека, распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешне красивой оболочкой, увидеть красоту сердца во внешне непривлекательном человеке помогла лирика Николая Алексеевича Заболоцкого.

Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихотворений поэта. И мы с учащимися обратились к одному из них, написанному в 1955 году, оно так и называется «О красоте человеческих лиц». В своем стихотворении Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им, соответствуют различным типам характеров.

По ходу чтения стихотворения в течение урока учащиеся работали над составлением кластера с ключевым словом «Лица». К нашей работе мы пригласили также «Юных лексикологов» и «Юных психологов», к которым мы обращались за консультацией. В «творческой лаборатории» Заболоцкого мы наблюдали, с помощью каких выразительных средств языка поэт передает читателям свои сокровенные мысли о внутренней красоте человека.

Также была организована работа в группах. Задания распределялись с зависимости от уровня успеваемости учащихся: 1-я группа – продолжить текст рецензии 2–3 предложениями, раскрыв позицию поэта; 2-я группа – работа с афоризмами о красоте; 3-я группа (работа с высокомотивированными учащимися) – составление кластера «Откуда черпает человек богатство души?».

К концу урока многие учащиеся сумели правильно и образно выразить, что заключает в себе понятие «красота»: настоящая красота – в благородстве мыслей, чувств и поступков человека. Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лицо и одежда сразу видны – поэтому эти слова стоят на первом месте. Это внешняя оболочка человека, сосуд, который сразу заметен. Душа и мысли скрыты за внешней оболочкой. Это тот огонь, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который делает душу красивой.

Отметки за урок тем, кто принял участие в обсуждении проблемы истинной красоты человека, были выставлены, но главные оценки всем без исключения будет ставить жизнь: за умение видеть красоту и создавать красивое. И хочется верить, что на жизненном пути наших воспитанников встретятся по-настоящему красивые люди.

 

Снежана БУРАЧЕВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 1 Ошмян

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий