Инна СЕРГЕЙЧИК,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 1 г. Ганцевичи»,
Брестская область
Современный педагог не только даёт ребятам новые знания, но и готовит их к жизни в социуме. А это значит, что и сам он должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что «в его время всё было иначе и ему не под силу освоить новое». Степень успешности педагога в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованности в самообразовании. Компьютеры ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, ценящего обучение на протяжении всей жизни.
Сегодня образовательные учреждения всё чаще используют компьютер как средство для повышения мотивации учащихся, обращая внимание на то, что это устройство не только и не столько для игр. Ряд мобильных приложений способствует применению гаджетов в учебном процессе для визуализации материала.
Особую роль в образовательном процессе играют облачные технологии. Предлагаю ознакомиться с проектированием и проведением учебных занятий с использованием электронных ресурсов на примерах фрагментов уроков геометрии в 8-м классе.
1 Фрагмент дидактического сценария урока «Ромб. Квадрат. Свойства и признаки» с использованием мобильного приложения «ЦТ Геометрия», «Тest АВС» (второй урок)
Предложенный ресурс использовался для изучения темы «Четырёхугольники» в 8-м классе. На эту тему учебная программа отводит 20 часов. Учащиеся знакомятся с понятием выпуклого многоугольника; узнают определения, свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата; знакомятся с трапецией и её видами, изучают теорему Фалеса.
2 Фрагмент дидактического сценария урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Четырёхугольники» в 8 классе
При проведении урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Четырёхугольники» можно использовать электронный ресурс «Математический конструктор».
Этап |
Предполагаемый результат |
Деятельность учителя и учащихся |
Методы |
Тема урока и целеполагание |
Формулировка цели урока, принятие дидактической цели урока |
Наша работа по обобщению и систематизации знаний состоит из двух этапов: теоретического, где вам предстоит, используя теорию по теме «Четырёхугольники», создать мини-проекты, и практического, когда вам нужно показать умения применять знания по теме к решению задач. |
Беседа |
Актуализация опорных знаний |
Готовность учащихся выполнить задание по повторению видов четырёх-угольников |
Используя коллекцию интерактивных моделей приложения «Математический конструктор», учащиеся проверяют знания по теме, повторяют виды четырёхугольников, выполняют задание по созданию диаграммы Венна для классов четырёхугольников. |
Практическая работа |
Самоконтроль знаний |
Учащиеся готовы выполнить тест |
Вариант 1: |
Самопроверка с помощью слайда |
Практическое применения знаний |
Владение материалом на репродук-тивном уровне, достижение подвижности знаний |
По итогам работы в ходе изучения темы (выполнение практических, самостоятельных, тестовых работ) класс делится на группы для решения задач разного уровня сложности. 1-я группа – задачи первого и второго уровней; 2-я группа – задачи третьего уровня и четвёртого уровней; 3-я группа – задачи пятого уровня и задача на построение ромба, у которого одна диагональ равна его стороне с помощью модели МК. |
|
Применяя разработанные электронные ресурсы в рамках учебных занятий, следует отметить, что их проведение возможно при определённых условиях: наличии компьютеров с доступом в интернет, проектора, мобильных устройств у детей.
Вместе с тем необходимо учитывать наполняемость классов, наличие учащихся разного уровня обученности. Не все имеют мобильные устройства, с помощью которых можно использовать соответствующие приложения. Для применения моделей приложения «Математический конструктор» необходимо дополнительно провести работу по обучению учащихся работе с инструментами приложения, поскольку многим детям сложно во время урока разобраться с инструментами приложения, что необходимо учесть при планировании урока на этапе решения задач.
Уроки, фрагменты которых предложены, прошли динамично при повышенной активности учащихся: новые формы и приёмы работы вызвали дополнительный интерес и повысили мотивацию к изучаемой теме. Однако учащиеся удовлетворительного уровня обученности незначительно увеличили свои результаты. Учащиеся же среднего и достаточного уровня обученности подтвердили или улучшили результаты учебной деятельности по итогам контрольной работы по теме «Четырёхугольники».
Подготовка и проведение подобных уроков требует совершенствования навыков пользования ПК педагогом. Это трудоёмкий процесс, требующих больших затрат времени. Эпизодическое применение таких форм работы удивляет учащихся, подталкивает к работе над теоретическим материалом, увлекает использованием компьютера и мобильного телефона не только для игр, но и для учебной деятельности.
Список использованных источников
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под. ред.: Бадарча Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с. – С. 273–316.
- Кузьмина, М.В. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования: учеб.-метод. Пособие / М.В.Кузьмина, Т.С.Пивоварова, Н.И.Чупраков. – Киров: Изд-во КОГОКУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области», 2013. – 80 с.
- Облачные вычисления в образовании. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010. – Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214674.pdf.
- Облачные вычисления в образовании. Электронный курс ИИТО ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – Режим доступа: http://lms.iite.unesco.org/course/view.php?id=19.
- Математика. 7–9 классы. Дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход») / О.Н.Пирютко, В.В.Казаков, С.И.Сергеев.– Минск; Аверсэв, 2020.