В средней школе № 2 Сморгони старшеклассники с особенностями психофизического развития попробовали себя в роли педагогов. Они помогали своим младшим друзьям осваивать социально-бытовые навыки при совместном проведении урока.
Обучение, основанное на практическом подходе, – залог успеха. Можно много раз рассказывать, показывать картинки, но, если тема реализована на практике, это запоминается. В учебный план первого отделения вспомогательной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью включён специальный предмет «Социально-бытовая ориентировка», что подчёркивает специфику и акценты в образовании этой категории детей. Цель обучения – формирование у учащихся социально-бытовой компетентности на уровне, обеспечивающем им независимую жизнедеятельность. Курс социально-бытовой ориентировки включает в себя разделы, каждый из которых довольно подробно изучает свое направление и прививает навыки самообслуживания и ведения хозяйства.
Для более успешной реализации учебной задачи мы решили объединить по некоторым темам уроки социально-бытовой ориентировки у учащихся 1-го и 7 «Б» классов интегрированного обучения и воспитания. Для первоклассников это наглядный пример (малыши всегда стремятся подражать более взрослым детям). Для семиклассников – возможность почувствовать себя в роли педагога, закрепить свои знания.
Первое занятие прошло по разделу «Питание» и было посвящено многовековой традиции гостеприимства – чаепитию. Инициаторами выступили ребята 7 «Б» класса. Они пригласили первоклассников «в гости» согласно правилам этикета. Воспитанники не только вспомнили правила сервировки чайного стола, заваривания чая, но и задействовали своих родителей в подготовке угощений для первоклассников: пекли печенье, кексы, выбирали и покупали чай, конфеты. Участие родителей очень важно. Процесс обучения ребёнка в школе должен поддерживаться семьёй, быть направленным на его общекультурное и личностное развитие.
Учащиеся 1-го класса пришли с угощениями к столу. Во время чаепития были созданы условия для развития положительных эмоций, закрепления знаний правил поведения за столом, отработки навыков приема пищи.
Безусловно, занятие проходило под контролем учителя. Невероятно вкусным и познавательным оказался урок!
Татьяна МИТЮЛЬ-ГРОДЬ,
Ольга БЫЧКОВСКАЯ,
учителя-дефектологи
средней школы № 2 Сморгони