Летом учителя-дефектологи яслей-сада № 40 Мозыря организовали работу на летней игровой площадке. На «Территории речевых тропинок» с воспитанниками проводятся игры и игровые упражнения по предупреждению речевых нарушений.
Особенно интересными являются игры по развитию речевого дыхания «Запусти мельницу» (дети дуют на лопасти мельницы), «Освободи солнышко» (сдувают тучки с солнышка), «Бабочки улетели» (сдувают бабочек с цветов), «Загони мяч в ворота» и др.
Для формирования фонематического восприятия мы предлагаем воспитанникам игры «Найди звук в слове» (задаем определенный звук и предлагаем разные слова, а дети ищут, есть ли этот звук), «Чем отличаются слова» (дети должны угадать, каким звуком отличаются слова), «Слушай и выбирай» (педагог называет слова, а дети ищут картинки).
Немаловажным для детей дошкольного возраста является развитие общей и мелкой моторики. Здесь мы используем спортивный инвентарь, пластилин, разнообразные шнуровки и такие игры, как «Паровозик слов» – развитие общей моторики и обогащение активного словаря воспитанников, «Волшебник букв» – развитие мелкой моторики, пространственного мышления и воображения, «Бусы для мамы» – развитие мелкой моторики.
Для воспитанников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью мы предлагаем универсальные игры, которые всегда есть в арсенале учителя-дефектолога и не требуют особой подготовки и оборудования. Эти игры подобраны с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей и направлены на формирование желания играть и развиваться.
Для родителей есть возможность получить консультацию учителя-дефектолога и познакомиться с разнообразными пособиями, которые можно изготовить и использовать в домашних условиях для предупреждения речевых нарушений у детей.
Елена АРТЮХ,
учитель-дефектолог
яслей-сада № 40 Мозыря