Рецепт творчества для учителя

- 11:54ГОМЕЛЬЩИНА, Регионы

 

Быть учителем многие мечтали еще со школьной скамьи. Признаюсь, у меня такой мечты не было до 11-го класса. В детстве я мечтала стать кем угодно – судьей, журналистом, врачом, но только не учителем.

В семье, в которой я родилась и воспитывалась, было шестеро детей. Я – шестая. Отец всегда хотел, чтобы кто-то из нас стал учителем. Он покупал художественную литературу, прививал любовь к чтению. В книжном шкафу стояла вся литература, которую нам надо было прочесть за школьные годы. Как только приходило время выбора будущей профессии, отец всем детям советовал остановиться на педагогическом. Тем не менее, выбор четверых из детей был иным. Так образом, именно отец определил мою будущую профессию. Совет отца обрел для меня смысл только в одиннадцатом классе и стал целью моей жизни. Студенческие годы в педагогическом университете, знакомства с преподавателями и с первыми учениками. До сих пор помню, как я волновалась перед своим первым уроком. Но именно тогда я поняла, что не ошиблась с выбором профессии.

Девиз моей педагогической деятельности – высказывание Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».

Я хочу сравнить профессию «учитель» с профессией «повар». Может быть, кто-то улыбнется этому, или признает сравнение некорректным. Но все же… Повар готовит пищу. При этом он использует рецепт, соблюдает необходимую последовательность действий. Он действует по определённому шаблону, чтобы получился, например, суп. Но в результате у разных поваров получаются разные на вкус блюда. У кого-то удивительно вкусно, у кого-то обычно, а у некоторых, несмотря на действия по рецепту, вообще невкусно. Почему так? Вот также и с профессией «учитель». Учатся люди по одной программе (зачастую даже в одном вузе), сдают одинаковые экзамены, а учителя из них получаются разные. Для учителя нет точных «рецептов». В арсенале настоящего, совершенного учителя тысячи «рецептов»: для каждого ребенка.

На одном из уроков русского языка в 7-м классе по теме: «Деепричастия несовершенного вида» я выступала в роли повара. Мы с учащимися учились «готовить» деепричастия несовершенного вида. Для приготовления таких деепричастий я использовала глаголы, которые характеризуют профессию учителя: учить, привлекать, интересоваться. Эти глаголы нужно было поставить в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени: учат, привлекают, интересуются. Затем удаляли у этих глаголов окончания: уч-ат, привлека-ют, интересу-ют-ся.

Дальше к основам добавляли самый главный компонент – суффикс -а (-я). Соединяли все компоненты и получились деепричастия несовершенного вида: уча, привлекая, интересуясь. Так нам удалось «приготовить» три деепричастия несовершенного вида. Могу с уверенностью сказать, что учащимся не только понравилась такая форма занятий, но и свободная атмосфера.

В своей работе учитель должен применять различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребенка. Педагог должен быть способен к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Умение заинтересовать учащихся на уроке, сделать урок интересным – это задача учителя. В наше время учителю необходимо заниматься самообразованием, ведь всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, владеть в совершенстве информационно-коммуникативными технологиями, уметь пользоваться компьютером, интерактивной доской, мультимедийным проектором… Словом, всем тем, чего требует современное образование. Также учителю необходимо разбираться в гаджетах, интернете в целом и социальных сетях в частности. Здорово, когда учитель применяет эти навыки в учебном процессе на благо детей.

Не раз мне приходилось слышать, что в наше время работать в учебном заведении трудно. Я не соглашусь. У каждого свой путь, свое призвание. Для меня это – работать учителем в Скрыгаловской средней школе имени Н.И.Шляги Мозырского района. Это то место, где я могу передать своим учащимся свою огромную любовь, то, чем живу сама. Я хочу сделать наше общество хоть чуточку лучше и добрее, наверное, именно поэтому выбрала профессию педагога.

Галина ДОЙНЯК,
учитель русского языка и литературы
Скрыгаловской средней школы имени Н.И.Шляги
Мозырского района

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий