Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах. План-конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

- 11:55КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Автоматизировать звук [ш] в прямых и обратных слогах.

 

Мария АРТЁМЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема занятия: «Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах».

Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в прямых и обратных слогах.

Задачи:

– закреплять правильное произношение звука [ш] в изолированной позиции;
– формировать правильное произношение звука [ш] в прямых и обратных слогах;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать зрительную память, зрительное внимание, мелкую моторику рук;
– упражнять в классификации и обобщении на материале темы «Фрукты».

Оборудование: игрушка Мишка, настенное зеркало, сенсорные игры «Воздушные шарики», «Дорога домой», «В гости к Солнышку», «Весёлые ладошки», игры «Что пропало?», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш]», предметные картинки с изображением фруктов, картинки с изображением осеннего пейзажа, текст пальчиковой гимнастики, физкультминутки.

 

Ход занятия

Вводная часть

Учитель-дефектолог. Наступил новый день. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнёшься мне. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя свежесть, доброту, красоту этого дня. А через ротик выдохни все обиды и огорчения (Ребёнок делает вдох и выдох).

Основная часть

Учитель-дефектолог. Сегодня на занятие к нам в гости пришёл Мишка (демонстрируется игрушка). Он грустит, потому что сегодня в детском саду его друзья учились красиво и правильно шипеть, а он был невнимательным и всё пропустил. Давай мы ему поможем: ты будешь стараться правильно произносить звук [ш], а Мишка будет наблюдать за тобой и тоже учиться шипеть.

Пальчиковая гимнастика

Учитель-дефектолог. Давай покажем Мишке, как интересно мы умеем играть с пальчиками.

1) Упражнение «Пальчики здороваются» – каждый пальчик по очереди, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, дотрагивается до большого.

2) Упражнение «Ладошки». Ребёнок повторяет за взрослым движения.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А потом их на бочок,
И сожмём в кулачок.

Артикуляционная гимнастика

Учитель-дефектолог. А сейчас давай научим Мишку правильно выполнять упражнения с язычком.

– «Дудочка» – вытянуть губы вперёд.

– «Наказать непослушный язычок» – положить широкий язык на нижнюю губу, верхней губой «пошлёпать его», произнося при этом слоги ПЯ-ПЯ-ПЯ.

– «Приклей конфетку» – спрятать кончик языка за верхние зубы.

– «Чашечка» – открыть широко рот, поднять вверх кончик языка и боковые края.

– «Кто дальше загонит мяч?» – подуть на шарик из ваты.

– «Фокус» – сдуть ватку, которая лежит на кончике носа.

Изолированное произношение звука [ш]

Учитель-дефектолог. Сначала мы с тобой вспомним о том, что при произнесении звука [ш] губы у нас круглые, зубы сближены, но не сжаты, а наш язычок принимает форму чашечки. А чтобы тебе было веселее и интереснее шипеть, давай позовём на помощь воздушные шарики.

Игра «Воздушные шарики»

Учитель-дефектолог. Воздушные шарики отправились на прогулку, во время которой с ними случилась неприятность: они наткнулись на острые ветки деревьев и из-за этого лопнули. Давай покажем Мишке, как из них выходит воздух. Тяни картинку с шариком вверх и произноси звук [ш].

Игра «Дорога домой»

Учитель-дефектолог. Мышка вышла на прогулку и заблудилась. Давай поможем ей добраться домой. Веди пальчиком по дорожке и произноси звук [ш]. А Мишка в это время будет внимательно за тобой наблюдать.

   

Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах

Игра «В гости к Солнышку»

Учитель-дефектолог. Змейка решила зайти в гости к своему другу – Солнышку. Дорога, по которой она может попасть туда, синего цвета. Тебе нужно найти чехлы синего цвета, надеть их на указательный и средний пальчики, и «шагать» по дорожке. А в это время давай вместе с Мишкой и Змейкой напевать песенки:

ШИ-ШИ-ШИ
ШУ-ШУ-ШУ
ША-ША-ША
ШО-ШО-ШО

ША-ШО-ША
ШО-ША-ШО
ШУ-ШЕ-ШУ
ШЕ-ШИ-ШЕ

АШ-АШ-АШ
ОШ-ОШ-ОШ
УШ-УШ-УШ
ИШ-ИШ-ИШ

АШ-ОШ-АШ
ОШ-АШ-ОШ
УШ-ИШ-УШ
УИШ-УШ-ИШ

         

Игра «Весёлые ладошки»

Учитель-дефектолог. Приложи свою ладошку к мягкой «весёлой ладошке» (из фоамирана), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги ШЕ-ШЕ-ШЕ (ЕШ-ЕШ-ЕШ). А теперь приложи свою ладошку к шершавой «весёлой ладошке» (из фетра), поднимай по очереди каждый пальчик и произноси слоги ШЕ-ШЕ-ШЕ (ЕШ-ЕШ-ЕШ). Старайся произносить слоги правильно, потому что Мишка внимательно тебя слушает.

            

Физкультминутка

Я друзей своих встречаю, (Разведение рук в стороны.)
Тортом с чаем угощаю.  (Вытягивание рук вперёд.)
Положите в чай лимон! (Имитация процесса помешивания чая.)
Хоть и очень кислый он, (Морщимся)
Чай с лимончиком вкусней
И полезней для детей! (Поглаживание животика.)

Развитие фонематического восприятия

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш]»

Выделение звука [ш] среди звуков, близким по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне звуков, слогов и слов. Звуки [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, ша, жа, со, шо, цо, жо, шу, су, зу, шу. Слова: шапка, сайка, шипы, живот, цирк, мешок, пушок, пучок, жираф, заяц.

Учитель-дефектолог. Я сейчас буду называть разные звуки, слоги, слова. Ты меня внимательно слушай, когда услышишь звук [ш], хлопай в ладоши.

Звуки

с

ш

з

с

ш

ц

ж

ш

ч

Слоги

са

ша

зо

со

шу

цу

же

ше

са

Слова

сайка

шапка

зонт

сойка

шуба

цукаты

желе

шмель

сани

 

Развитие зрительной памяти

Развивающая игра «Что пропало?»

Ребёнку предлагается запомнить ряд из 4–6 картинок (например, банан, яблоко, апельсин, киви, персик, гранат), закрыть глаза. Взрослый убирает одну картинку и спрашивает, что пропало. Затем предлагает назвать обобщающее слово для конкретной группы картинок.

 

Заключительная часть. Подведение итогов занятия

Учитель-дефектолог. Мишка хочет поблагодарить тебя за помощь и обещает, что в следующий раз на занятии будет внимательным.

Рефлексия

Ребёнку предлагаются две картины с изображением осеннего пейзажа. На одной картине изображена дождливая, пасмурная погода, на второй – солнечная, красочная. Ребёнок выбирает ту картину, которая соответствует его настроению.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий